«Всигме» — «Сигмачи» — 2018
Мы (авторы канала «По фактам») уже давно подвели музыкальные итоги года, но, как это нередко бывает, под самый конец декабря порой выходит нечто выдающееся. И если в прошлом году это был, несомненно «Уроборос», то в этом — «Сигмачи» от трио «Всигме», которые заслуживают место как минимум в двадцатке лучших русских альбомов года.
Участники «Всигме» — мягко говоря, не последние люди в русском хип-хопе, имеющие отношение к куче важных проектов.
Рэп-опера «Копы в Огне», Canicool, «Кровосток», Ларик Сурапов, «Традиция» — как говорится, кто знает, тот поймет. Несколько лет назад SuperSonyc, Арчанга и Kotzi Brown объединились в новую формацию «Всигме», и «Сигмачи» — пожалуй, их самый интересный и зрелый релиз, материал на котором на голову выше всего, что трио выпускало ранее.
В числе главных нововведений — это многочисленные отсылки к полулюбительскому русскому рэпу 90-х годов. «Танец», «Темная ночь» и «По золотому песку» звучат как позабытые треки безвестного коллектива с одного из сборников той эпохи типа «Хип-хоп мастер».
Ностальгия по 90-м сейчас в основном касается какого-нибудь «русского рейва» или поп-хауса, однако никому так и не приходило в голову так основательно реконструировать звук отечественного хип-хопа 20-летней давности и скрупулезно воспроизводить его приемы.
Между тем олдскул стал достаточно устаревшей и старперской музыкой для того, чтобы восприниматься как нечто по-настоящему модное. Сделать местечковость и наивность русского рэпа 90-х фишкой — довольно остроумная идея, при этом лежащая на поверхности, и грех не взять ее на вооружение. Как знать, возможно, в 2019 году мы увидим не одну попытку подражать героям отечественного хип-хопа 90-х — по крайней мере, широкие штаны уже вернулись в моду.
Новая пластинка «Всигмы» богата на бэнгеры, среди которых есть «Квадратные штаны» со «злым» Бардашом из Грибов на фите (Юра, будь добрым!). На альбоме Всигмы также много отсылок к русской фолк-музыке — например, на «Крыльцевич» с засемплированными балалайками или в заглавном треке «Сигмачи», в котором по-модному запитченный вокал напоминает народные напевы. При этом каким-то образом Всигме удается звучать стильно и не разухабисто, в отличие от многих своих коллег, заигрывающих с фолком. Время от времени песни сопровождаются пением птиц, голосами дельфинов или шумом моря — трио словно придумывают собственную психоделическую утопию, в которой нет места агрессии и проблемам из реальной жизни.
Абстрактный хип-хоп «Всигмы» посвящен всему чему угодно — подаренным на именины квадратным штанам, танцам с инопланетянкой или нашедшему душу Элеktroniку (именно так, с американским акцентом).
Рэперы вволю коверкают слова, придумывая свои собственные — например, песня «Крыльцевич» практически целиком из них и состоит. «У крыльцевич, там все сидевич, все царевич, крыльцевич, до заревич, все танцевич, выбе-выберевич», — читают «Всигме», будто бы пытаясь рассказать русскую народную сказку, съев марку с ЛСД в падике. Получается весьма увлекательно.