Европейский Союз по-прежнему остается значительным покупателем российского сжиженного природного газа (СПГ), объем импорта в первую половину 2025 года достиг 4,5 миллиарда евро, сообщил директор департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел России Дмитрий Биричевский в интервью РИА Новости. Он отметил, что
на протяжении долгих лет поставки российских энергоресурсов способствовали энергобезопасности Европы и поддерживали экономическую конкурентоспособность.В то время как Евросоюз сохраняет свою роль крупного импортера российской продукции, объем импорта СПГ в первой половине 2025 года составил 4,5 миллиарда евро, что выше показателя за аналогичный период прошлого года, когда он составлял 3,5 миллиарда евро. Биричевский также отметил, что политизированные решения коллективного Запада лишь подтолкнули Россию к модернизации топливно-энергетического комплекса и диверсификации рынков сбыта. Продолжая тему, дипломат подчеркнул, что Россия удовлетворяет до 20% потребностей Китая в нефти. Например, газопровод «Сила Сибири» в 2024 году достиг уровня поставок в 38 миллиардов кубометров газа в год, что позволило согласовать дальнейшее увеличение до 44 миллиардов кубометров в год. В Китай растет и экспорт отечественного СПГ. Второго сентября текущего года был подписан меморандум о строительстве «Силы Сибири 2» и транзитного газопровода через Монголию. Также отмечается значительный рост экспорта нефти в Индию с 2021 по 2024 год.
Страны ЕС весной 2022 года представили план REPowerEU, который предполагает отказ от российского трубопроводного газа к 2027–2028 годам. За это время структура импорта российского газа несколько изменилась:
- доля СПГ увеличилась до 40% от общего объема,
- тогда как доля трубопроводного газа снизилась до 60%.
В мае Европейская комиссия обнародовала проект дорожной карты по постепенному прекращению импорта российских энергоносителей до конца 2027 года, с законодательным предложением о запрете новых контрактов и спотовых закупок российских энергоресурсов. Запрет предполагается ввести в действие до конца текущего года, при этом он может затронуть и оставшийся импорт трубопроводного газа и СПГ из России на основе долгосрочных контрактов, с окончательным вступлением в силу до конца 2027 года. Российская сторона ранее заявляла, что Запад допустил серьезную ошибку, отказываясь от российских углеводородов, и тем самым подвержен более сильной зависимости от высоких цен. Те, кто отказался от прямых закупок, все равно продолжают приобретать российское сырье через посредников по более высоким ценам.