Политика

МИД РФ разработал проект Концепции внешней политики страны на ближайшие годы

45 348

 

Президент России Владимир Путин (слева) перед началом встречи с премьер-министром Японии Eсихико Нодой в рамках саммита АТЭС. Справа — министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. © Александр Кряжев/РИА Новости

Российский МИД разработал проект Концепции внешней политики РФ, пишет «Коммерсант», в распоряжении которого оказался этот документ. В феврале 2012 года Путин изложил свою программу в семи статьях, в том числе в статье «Россия и меняющийся мир». «Дорожные карты» выполнения всех своих предвыборных инициатив Путин изложил в президентских указах, которые подписал сразу после инаугурации 7 мая. В июле министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что новая редакция Концепции внешней политики России, которую президент поручил подготовить до конца текущего года, будет содержать основные принципы российской дипломатии, которые были разработаны в 2000 году.

Как отмечает «Ъ», проект по сути является внешнеполитической платформой России на третий президентский срок Путина: авторы документа отталкивались от ключевых положений статьи «Россия и меняющийся мир», одним из которых является тезис о том, что Россия вынуждена строить внешнюю политику в крайне нестабильном мире, а многие его беды и проблемы происходят от попыток запада и прежде всего США вмешиваться во внутреннюю политику других государств. В документе, пишет издание, этот тезис получил детальную проработку.

Так, авторам проекта кажется, что мир стал более «нестабильным» и «непредсказуемым», нежели в 2008 году. По мнению авторов документа, этому способствовали, в частности, глобальный кризис — «мощный катализатор глубинных сдвигов в геополитическом ландшафте» и вмешательство Запада в дела других стран, когда «попытки (Запада) навязывания другим собственной шкалы ценностей» могут привести к «сползанию к хаосу и неуправляемости в международных отношениях».

Еще одним фактором авторы проекта считают расшатывание роли ООН, который проявляется в попытках «регулировать кризисы путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер силового воздействия», «произвольном прочтении его резолюций», «реализации концепций, направленных на свержение законных режимов». Четвертый фактор нестабильности — усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из ключевых пунктов впервые названы «угрозы в информационном пространстве». Пятый фактор — «тенденция на реидеологизацию международных отношений». «В условиях глобальной турбулентности и растущей взаимозависимости государств не имеют перспектив попытки строить отдельные «оазисы спокойствия и безопасности», — пришли к выводу авторы проекта.

Себе же Россия отводит «уникальную, сформировавшуюся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации», и в рамках этой «сверхмиссии» и будет свою внешнюю политику. По мнению авторов законопроекта, Россия должна определить несколько ключевых целей. Первая — помогать спасению мировой экономики, для чего «Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры», что, отмечает издание, является явным намеком на продвигаемую РФ идею о диверсификации мировых резервных валют. Вторая цель — борьба с вмешательством во внутренние дела. Для этого РФ намерена «добиваться уважения прав и свобод человека», но «с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства», а в Интернете — противодействовать использованию в этих целях новых технологий. РФ также собирается отстаивать «безальтернативность» ООН, а именно стремиться предотвратить ситуацию, когда «под предлогом концепции «ответственности по защите» (как в Ливии) «осуществлялись военные интервенции и прочие формы вмешательства».

Реализовывать эти задачи РФ планирует в том числе и с помощью «мягкой силы» или, как уточняется в документе, с помощью «комплексного инструментария решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии». С помощью «мягкой силы» российские власти надеются создать «объективный образ страны» и улучшить «информационное сопровождение». Для этого РФ намерена использовать «возможности новых технологий» и потенциал проживающей за рубежом «многомиллионной российской диаспоры», которой в новой концепции вообще отводится особая роль.