В «Первой» No3 за этот год мы затронули тему того, как используются древние мифосюжеты в современной постмодернистской реальности, в частности в киноиндустрии. Есть, оказывается и встречное влияние, когда киномифология, способ- на проявляться в нашем, заэкранном мире.
В конце 2009 года вышел в прокат фильм Гранта Хеслова с прикольным названием «Люди, которые смотрят на коз» с Юэном МакГрегором в главной роли, звездой «Трейнспоттинга» и новых Эпизодов «Звездных войн». Заявленный как авантюрная комедия, фильм в российском прокате был тупо переименован в «Безумный спецназ».
В основу фильма положена идея о том, что «воины духа», этакие современные джедаи, может быть существуют на самом деле. Во всяком случае, журналист – герой Мак-Грегора убеждается в этом, попав в ситуацию, с которой у него, как в любой сказке, начинается квест, подтверждая типовую модель сюжета «путешествие героя». Помогают ему «найти истину» не вполне нормальные по меркам обычных людей герои Джорджа Клуни и Джеффа Бриджеса, служившие некогда в сверхсекретном подразделении, целью которого было применение в войне новых – «духовных» методов, а в итоге – «установление мира и гармонии на Земле».
В фильме полно отсылов к известным режиссерам вроде братьев Коэнов, и шедеврам, типа «Апокалипсиса сегодня» Фр.Копполы и «Цельнометаллической оболочки» С.Кубрика, не говоря уже о том, что Хеслав перенес из «Звездных войн» образы джедаев как «светлой стороны» (герои Дж.Клуни и Дж.Бриджеса), так и «темной» (герой К.Спейси).
«Джедаи в сборе»: слева – Билл Джанго (Д.Бриджес), справа – Лин Кессиди (Дж. Клуни), на заднем плане справа – Ларри Хупер (К.Спейси). Кадр из фильма «Безумный спецназ».
Обращаю внимание: этот фильм — экранизация одноименной книги британского журналиста Джона Ронсона. С него-то все и началось. Пересматривая фильм, я ловил себя на том, что все это мне уже знакомо. Смущала лишь некоторая пародийность героев и ситуаций. Но ищущий да найдет! Ронсон всплыл в статье Джеффри Стейнберга из британского журнала Executive Intelligence Rewiew («Обзор разведывательной деятельности») за 26 августа 2005 г. под названием: «Ложкосгибатели» Чейни развязывают ядерный Армагеддон». В ней, кроме материалов о методах ведения псивойны (которые, сейчас, спустя 30 лет, уже вовсю применяются и весьма успешно), подробно рассказывается о подготовке «воинов-джедаев». Оказывается, уже в 1980-х существовала программа по применению идей «нью-эийдж» и использованию опыта Церкви Сатаны Антона Ла Вея и Хра- ма Сета, созданного начальником аналитического и исследовательского отдела психологических операций майором Майклом Акино, в качестве военных технологий в создании «воина-сверхчеловека».
«Пылающий меч» в руке Красного всадника.
Кроме того, в декабре 1980 года в журнале Military Review, подполковник Джон Александер пропагандировал необычные, казалось бы, способы и инструменты для военной разведки США: экстрасенсорику, «телепатические модификации по- ведения», парапсихологию, психокинез, видение на расстоянии, «выход из тела» и прочие нью-эйджевские «штучки», которые сегодня повально рекламируются на сайтах оккультистов и «просветленных». Что, собственно, и показано в фильме Хеслава спустя почти 30 лет. Кроме этого, в отличие от российского зрителя, американский продвинутый потребитель кино мог вполне сопоставить название фильма «Люди, которые смотрят на коз» с существовавшей в США некогда секретной программой «Козлиная лаборатория».
Описываются и другие проекты по созданию солдат нового типа. Так, в связи с программами «Козлиная лаборатория», «Воины джедай», «Пламя гриля» и «Первый батальон землян» часто упоминаются имена четырех человек, занимавших высшие посты в военной разведке и войсках спецназначения, которых возглавлял генерал Альберт Стаблбайн-III, командующий разведкой сухопутных войск США в 1981–84 гг.
Еще одна фигура в этом деле – ветеран вьетнамской кампании подполковник Джим Ченнон, который в 1979 году представил армейскому генералитету доклад с претенциозным названием «Первый батальон землян». В нем Ченнон предложил серию нелетальных методик, включая применение атональных звуков как боевого психологического оружия, восточных единоборств и спиритуалистического инструктажа, а также широкомасштабных экспериментов с психоэлектроникой и другими средствами изнурения врага. Финансировал проект Пентагон, курировал подполковник Уолтер Кервин, тогдашний замначальника штаба сухопутных войск США.
Генерал Стаблбайн-III, опираясь на доклад Ченнона, и статью полковника Александера «Новое ментальное поле боя», к 1981 году сформировал «группу психических шпионов» в Форт-Миде. Самым крутым солдатом «Первого батальона землян» стал Берт Родригес, — «один из самых духовных людей», «ходячая смерть», тот, кто «может остановить вас на расстоянии», — как презентовал его Ронсону Стюарт Геллер, друг Ченнона. Родригес, похоже, и стал прототипом Билла Джанго – героя Джеффа Бриджеса в повести Ронсона и киноверсии Хеслава. К слову, когда-то Берт тренировал начальника охраны саудовского принца, вероятно, поэтому к нему в «батальон» записался некий ливанец Зиад Джарра. Кто он такой, и чем одарен? Ведь именно его Родригес выделял особо, сравнивая с джедаем Люком Скайуокером: «Знаете, как Люк идет по невидимой тропе? Он верит, что она есть. И вы должны верить. Зиад верил. Он был как Люк Скайуокер». А какой Люк без Хэна Соло? Своими навыками Джарра делился со своим другом, Марваном Аль Шеххи, с которым они вместе жили в мотеле «Пантер» в Дирфилд-Биче во Флориде.
Современный «джедай» с винтовкой MK-18 Rifle
К чему эти подробности, и как они связаны с киносюжетом «Безумного спецназа» или «Звездных войн»? Никак. В том и дело, что киношные джедаи и «воины Света» далеки от своих «аватар», воплотившихся в нашей действительности.
«Тропа Люка Скайуокера» привела Зиада Джарра, ученика джедая Берта Родригеса, в кабину борта 93 United Airlines, ко- торый он разбил на поле в Пенсильвании 11 сентября 2001 года, а его друг Марван, захватив борт 175, врезался в южную башню Всемирного торгового центра на Манхэттене.
Нелицеприятной оказалась и «духовная практика» подполковника Акино, который на военных базах Форт-Брэгг и Президио занимался не только «просветлением» молодых джедаев, но и попал под подозрение в создании сети педофилов- сатанистов. Впрочем, все это не помешало носителям разной степени просветленности добиться признания джедаизма как религии, и теперь, видимо, провозглашаемое «Установление мира и гармонии на Земле» не за горами.
PS. Что касается обещания в предыдущем номере приоткрыть тайну «огненных мечей» джедаев, то она в общем-то таковой не является. Ведь «пылающий меч» являлся атрибутом многих мифических (а возможно и реальных) героев древности, например, Архангела Михаила, или Манджушри, Бодхисаттвы мудрости, и символизирует интуитивную мудрость, которая «прорубает» омрачение ума и пелену неведения.
Благодарю за предоставленную информацию Дмитрия Родина и за перевод с анлийского — Константина Бородинского.
Сергей Новопашин, писатель-публицист специально для «Первой»