История Религия

Мифы о принятии на Руси христианства разрушены историками

21 9113

Американский писатель и коммунист Эдуард Далберг как-то сказал: «Мифы — это коллективные сны наяву». Поэтому в годовщину Крещения Руси князем Владимиром «Ридус» решил взять на себя роль эдакого «будильника» и попытаться объяснить, почему три наиболее устоявшихся слуха о принятии русским народом христианской веры попросту нелепы.

Миф первый: христианизация Руси — геноцид русского народа

Согласно этому мифу, крещение Руси князем Владимиром проводилось не просто насильственными методами, а с помощью прямого массового истребления русского народа. Как правило, на подобном мнении настаивают сторонники так называемого «нового язычества», которые стремятся доказать, насколько естественным и благотворным явлением были родные славянам языческие боги, а также каким пагубным и кровавым оказалось в итоге христианство.

«Процесс христианизации Руси начался задолго до массового крещения славян. Ведь, согласно летописям, бабка князя Владимира великая княгиня Ольга была христианкой. Когда воеводы Рюриковичей захватили Киев, там уже правили христианские князья, — рассказал „Ридусу“ историк Сергей Черняховский — Принятие христианства было не геноцидом, а прогрессивным явлением, которое способствовало объединению Руси. Однако полное его принятие народом произошло лишь во время освобождения от монголо-татарского ига, когда христианство консолидировало народ для борьбы».

1 И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»

Миф второй: христианизация Руси была заговором иудеев

Согласно столь яркому по нелепости мифу, языческая Русь представляла собой могучее государство. Русские, дескать, весьма досаждали своим соседям бесчисленными военными походами, а одним из главных соперников Руси на тот момент был Хазарский каганат, где важным религиозным и политическим элементом являлись иудеи .

И вот, решили таки иудеи победить Русь путем подлого заговора. Они подстроили так, чтобы киевский князь Святослав сошелся с невольницей Малушей, которая была еврейкой и дочерью раввина. Именно таким образом и появился на свет Владимир. Святослав невзлюбил своего сына и сослал его в Новгород, где дядя юного князя Добрыня Никитич, который тоже был евреем, воспитал племянника так, дабы тот затем осмелился поднять руку на обеспечивающие могущество Руси язычество и принял христианство.

«Это настолько дремучая версия, что ее проблематично комментировать, — смеется историк и публицист Александр Дюков. — Этот миф основан на целом ряде легенд. Однако мы, историки, предпочитаем опираться на летописи, греческие исторические источники и западные хроники. В этих документах нет ни одного упоминания об еврейском заговоре. Более того, данная легенда появилась на свет значительно позже, примерно в XIX — XX веках».

2 Добрыня Никитич. Фрагмент картины «Богатыри». Виктор Васнецов

Кстати, рассказ о том, как он читал мини-лекцию по истории молоденькой практикантке «Ридуса», Александр Дюков изложил на своей странице в Facebook. В комментариях к его посту мы обнаружили весьма забавное, на наш взгляд, четверостишие, посвященное как раз еврейскому вопросу в Древней Руси.

«Стрелы блещут за спиною
Топчет конь степную ширь
Это скачет Рабинович
Славный русский богатырь».

Миф третий: Владимир отверг католичество, так как не желал делить власть с Папой

История гласит, что князь Владимир якобы вызвал к себе представителей четырех основных конфессий — мусульман, католиков, иудеев и православных греков — и стал расспрашивать об их религиозных воззрениях. Иудеи не смогли убедить монарха в истинности своей веры, в исламе Владимиру не понравился обязательный обряд обрезания и запрет на употребление спиртного, а в католичестве — концепция верховной власти Папы Римского над всеми земными владыками. В итоге наиболее сильное впечатление на Владимира произвело православие. Грек, согласно легенде, так живописал ждущие безбожников в аду мучения, что князь сделал выбор в его пользу.

3 Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецов

«В отношении неприятия Владимиром католичества — полный миф, так как крещение Руси произошло за 60 лет до раскола христианство на православных и католиков. В отношении иудаизма князь дал всем известный ответ: „То како вы инђхь оучите, а сами отвђржени Бога? Аще бы Богъ любилъ васъ, то не бысте расточени по чюжимъ землямъ, еда и намъ то же мыслите зло прiяти“. Что касается выбора между исламом и христианством, то Владимиру было проще отказаться от многоженства, нежели от вина. Кроме того, принятие христианства — это идея признания равенства между русским государством и Византией. Именно христианство давало фундамент для становления большого русского государства», — делает вывод Сергей Черняховский.