Военное дело

МиГ-35: спасет ли новая машина славу российской авиации

5 3192

Как сообщал ранее «Ридус», в конце января на территории производственного комплекса в городе Луховицы прошла масштабная презентация нового легкого многофункционального истребителя МиГ-35. Как заявил тогда, в ходе церемонии, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, для руководства страны принципиально важно развивать линейку самолетов марки «МиГ». По словам вице-премьера, легкий истребитель МиГ-35, идущий на смену устаревающим МиГ-29, обладает хорошими экспортными перспективами. Да и в российских ВКС якобы также назрела необходимость в современных легких истребителях. Так ли все это на самом деле?

Презентация новейшего многоцелевого истребителя МиГ-35 в подмосковных Луховицах

© Марина Лысцева/ТАСС

Крутой, но легкий

Очевидно, что тяжелые самолеты стоят дороже легких. Также очевидно, что более дорогие самолёты не всегда по карману потенциальным покупателям российской авиатехники из числа развивающихся стран. Легкий многоцелевой истребитель, имеющий современное бортовое радиоэлектронное оборудование и отличающийся более низкими эксплуатационными расходами, может заинтересовать тех, для кого непомерно дороги или избыточны Су-30, Су-34 и Су-35. Однако одной лишь возможностью расширения экспорта едва ли можно обосновать необходимость этой машины для российской авиации.

Сторонники разделения истребительной авиации на тяжелый и легкий подклассы указывают на то, что в США доля тяжелых самолетов составляет лишь примерно одну треть от парка легких. В российских же ВКС, с их точки зрения, между ними сложилась неоптимальная пропорция. К примеру, по состоянию на 2015 г. в России насчитывалось 318 истребителей Су-27, Су-30, Су-33 и Су-35, но всего лишь 223 МиГ-29. Из этого делается вывод о необходимости нарастить производство самолетов семейства МиГ для достижения более сбалансированного соотношения.

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 и многоцелевой истребитель Су-30

© Сергей Савостьянов/ТАСС

Важно подчеркнуть, что устоявшееся разделение на тяжелые и легкие истребители существует в ВВС и ВМС США с 1950-х гг., но в отечественных ВВС оно возникло в значительной степени мутационным порядком под самый конец советской эпохи. Если не рассматривать здесь класс специализированных перехватчиков, на рубеже 1950−1960-х гг. в знаменитой «сотой серии» тяжелый Republic F-105 Thunderchief дополнялся легким North American F-100 Super Sabre. На палубах авианосцев в 1960-е гг. тяжелый двухмоторный McDonnell Douglas F-4 Phantom II нес службу в паре с легким Vought F-8 Crusader.

В самолетах четвертого поколения подобное деление также сохранялось. В ВВС тяжелый McDonnell Douglas F-15 Eagle сосуществовал с легким General Dynamics F-16 Fighting Falcon. В палубной авиации Grumman F-14 Tomcat дополнялся McDonnel Douglas F/A-18 Hornet.

Даже при разработке истребителей пятого поколения, несмотря на их огромную стоимость, американцы остались верными себе и сохранили видовое разнообразие авиатехники. Тяжелый Lockheed Martin F-22 Raptor производился в ограниченном количестве исключительно для ВВС США, а Lockheed Martin F-35 Lightning II, который, в отличие от своего старшего брата, широко предлагается на экспорт, американцы планируют сделать массовым.

Lockheed Martin F-35 Lightning II

© Chris Radburn/FA Bobo/PIXSELL/PA Images

Как «выСУшили» МиГ

В советской авиации долгое время не было подобного разделения. Основой фронтовой истребительной авиации оставались многочисленные и относительно недорогие легкие машины, которые, естественно, совершенствовались от поколения к поколению, но их общая концепция оставалась неизменной. МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-29 отличались хорошей аэродинамикой (из общего ряда выбивался лишь МиГ-23), относительно небольшой дальностью и полезной нагрузкой, а также сравнительно простым БРЭО.

Параллельно с фронтовыми истребителями эволюционировал класс перехватчиков, на разработке которых в Советском Союзе специализировалось в основном КБ П. О. Сухого. Лишь в ходе работы над самолетами четвертого поколения, которые должны были стать ответом на американские F-15 и F-16, негласная монополия КБ Микояна на создание фронтовых истребителей была разрушена. В результате на свет появился тяжелый двухдвигательный Су-27.

США. Оклахома. 1990 г. V Международный авиакосмический салон «Аэроспейс Америка — 90». Советский истребитель-перехватчик СУ-27

© Яцина Владимир/Фотохроника ТАСС

Эволюция

Именно на самолетах четвертого поколения, когда маневренность условно тяжелых самолетов сравнялась с маневренностью условно легких, все более очевидным становился тупик концепции легкого и дешевого фронтового истребителя. В сравнении со своими легкими собратьями тяжелые машины сохраняли важное преимущество в виде большей полезной нагрузки, большего боевого радиуса, а также возможности размещения более мощного и разнообразного БРЭО.

Модернизация легких F-16 в ВВС США постепенно сделала их многофункциональными, привела к значительному расширению возможностей их бортовой электроники, увеличению полезной нагрузки и дальности. Это привело к резкому увеличению стоимости. Однако модернизация и эволюция F-15 двигалась в аналогичном направлении. В результате тяжелый самолет мог делать все то же самое, что и легкий, только лучше.

Более того, основной причиной относительной дешевизны ранних модификаций одномоторного F-16 была унификация его двигателя с двигателями F-15. В СССР же легкий МиГ-29, подобно тяжелому Су-27, в силу целого комплекса причин был также создан в двухдвигательной компоновке. Стоящие на «МиГах» двигатели семейства РД-33 не унифицированы с моторами семейства АЛ-31, которые используются на Су-27 и его последующих модификациях.

Когда после краха СССР российский ВПК выживал главным образом за счет иностранных заказов, экспортная ниша МиГ-29 как чистого истребителя оказалась узкой. К примеру, Китаю — основному покупателю отечественной авиатехники — требовался в первую очередь истребитель для завоевания господства в воздухе над Тайваньским проливом и островом Тайвань, поэтому его выбор не мог быть сделан в пользу МиГ-29 с его недостаточным боевым радиусом.

Битва за радиус

Как и американский F-16, от модификации к модификации МиГ-29 становился все более многофункциональным. МиГ-29М2, который в итоге получил индекс МиГ-35, способен наносить высокоточные удары по наземным целям. Его дальность, по сравнению с предшественниками серьезно увеличена. Большой шаг вперед после установки РЛС семейства «Жук» сделало бортовое радиоэлектронное оборудование. Однако МиГ-35 все равно не дотягивает до боевых возможностей Су-30 и Су-35.

Многоцелевые истребители МиГ-29

© Донат Сорокин/ТАСС

Чтобы при дефиците ресурсов, выделяемых на оборону, эффективно защитить воздушное пространство нашей огромной страны ограниченным числом истребителей, последние должны иметь значительный боевой радиус и максимально совершенное БРЭО. При таких условиях видовое разнообразие истребительного парка на американский манер в условиях России выглядит непозволительной роскошью.

На фоне необходимости изыскивать средства для доводки и развертывания серийного производства истребителя пятого поколения, принятие на вооружение легкой машины на замену МиГ-29 весьма спорно.

По-настоящему серьезной причиной этого шага может быть все то же расширение экспортных перспектив. Покупатели, как правило, весьма неохотно заключают контракты на те боевые системы, которые отсутствуют на вооружении в стране-экспортере. Покроет ли прибыль от будущих продаж МиГ-35 иностранным заказчикам тот ущерб, который возникает вследствие нерационального использования ресурсов, необходимых для развития российской авиации, сказать пока невозможно.

Статья подготовлена специально для «Ридуса» Алексеем Кривопаловым, кандидатом политических наук, экспертом Центра изучения кризисного общества