Военное дело

МиГ-41: нужен ли России многоцелевой истребитель-космолет

2 6377

На международном форуме «Армия-2017» гендиректор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Илья Тарасенко заявил о том, что российский перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41 сможет выполнять задачи в космосе.

Пока чего-то хотя бы отдаленно похожего на прототип МиГ-41 не существует в природе. Однако слухи о том, что работы над созданием этой неведомой воздушно-космической машины то ли уже ведутся, то ли вот-вот начнутся, ходят с завидным постоянством. Попробуем разобраться, о чем идет речь.

На смену легенде

МиГ-41, по замыслу руководства МиГ, должен прийти на смену истребителю-перехватчику МиГ-31, доставшемуся современной России в наследство от СССР. Эти созданные в период расцвета МиГа машины обладали уникальными для своего времени характеристиками.

Их основной задачей было патрулирование огромного воздушного пространства самой большой в мире страны, у которой при самой современной системе раннего предупреждения о ракетном нападении сохранялись проблемы с радиоэлектронным покрытием собственных границ.

Так мог бы выглядеть МиГ-41

© MilitaryArms.ru

Истребители МиГ-31 выполняли функцию летающих систем ПВО — их передовые (для самолетных) РЛС эффективно обнаруживали цели, а мощные двигатели позволяли быстро выходить на рубеж атаки.

Благодаря модернизации этой машины ее возможности актуальны и по сей день — она может патрулировать районы там, куда не достают системы ПВО, а также выполнять роль самолетов дальнего обнаружения и управления (ДРЛО), которых не хватает Российской армии. Так, к примеру, МиГ-31 использовался в Сирии.

На этом уникальность МиГ-31 заканчивается. Стоит отметить, что, кроме скорости и динамического потолка полета, преимуществ у этой машины над современными модификациями истребителей четвертого поколения нет. Именно поэтому в мире, стремящемся к сокращению расходов путем унификации, истребители-перехватчики остались только у России.

С прицелом на космос

Одним из преимуществ нового самолета, которые будут отличать его от уже имеющихся на вооружении российских военных, Тарасенко назвал возможность работы в космосе.

Прежде всего стоит понимать, что под «космосом» глава МиГа, скорее всего, имел в виду стратосферу. Это обусловлено тем, что теоретический предел высоты для работы прямоточного турбореактивного двигателя составляет 45 км. На данный момент рекорд высоты полета принадлежит предшественнику МиГ-31 — МиГ-25М — и составляет 37,8 км.

Кроме того, именно сама Россия активно выступает против размещения вооружений в космосе (так как это нанесло бы сильный удар по возможностям ядерного сдерживания США): по международным нормам космическое пространство начинается за линией Кармана — выше 100 км.

Но зачем самолету подниматься так высоко?

Ответов напрашивается всего два: уничтожение спутников и баллистических ракет, а также, возможно, оперативный вывод спутников на орбиту. Попытки применять МиГ-31 для этих целей уже предпринимались и, вероятно, предпринимаются до сих пор. Судить об эффективности этой работы по открытым источникам ввиду крайней деликатности темы не представляется возможным.

Космические войны

Известно, что с МиГ-31Д испытывали тяжелые ракеты, которые в СМИ называли «30П6 Контакт» и «Ишим». Их дальность выведения, по имеющейся в СМИ информации, составляет приблизительно 500−600 км. То есть на пределе дальности такие ракеты теоретически могут поражать некоторые разведывательные спутники США, к примеру системы радиоэлектронного наблюдения Lacrosse, которые, как считается, используются для отслеживания районов боевого дежурства российских мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, под угрозу также могут попасть американские низкоорбитальные спутники связи системы Iridium.

МиГ-31

© MilitaryArms.ru

Еще одной крайне полезной функцией, которая могла бы оправдать высокие затраты на ПАК ДП, является перехват межконтинентальных баллистических ракет (МБР). При входе боевых блоков в атмосферу их скорость составляет более 6 км/с, и их перехват путем прямого попадания представляет собой крайне сложную задачу.

При этом МБР практически беззащитна на космическом этапе полета. Считается, что апогей траектории американских ракет Minuteman составляет около 1000 км. То есть поражение ракеты еще до отделения боевых блоков является вполне реалистичной задачей.

Вопросов больше, чем ответов

Для практической реализации этих сценариев ПАК ДП (МиГ-41) будет необходима высокая грузоподъемность. Фактически самолет используется в этом случае как первая ступень ракеты-носителя, совместить это в полной мере с возможностями, присущими истребителю, вряд ли реально.

В США действуют в этом направлении более предметно. Для оперативного выведения грузов в космос здесь разрабатывается аппарат XS-1. Согласно предварительной информации, которую распространило Агентство перспективных исследований Минобороны США (DARPA), XS-1 сможет выводить на низкую опорную орбиту грузы массой до 2300 килограммов. То есть до 10 раз больше, чем сможет перспективный российский ПАК ДП, который будет совмещать функции малого самолета ДРЛО, истребителя и средства космического выведения.

МиГ-31

© MilitaryArms.ru

Все это оставляет много вопросов. Насколько целесообразно создавать такой самолет? Потянет ли российский бюджет создание и закупку сразу трех очень дорогих самолетов — ПАК ФА (Су-57), ПАК ДА и ПАК ДП? Нужен ли России скоростной перехватчик, если военные планируют закупать способный поддерживать крейсерскую сверхзвуковую скорость Су-57? И главное — способен ли МиГ, находящийся не в самом лучшем финансовом и организационном состоянии (отсутствие заказов не только за рубежом, но и в России, затянувшиеся работы по МиГ-35, многочисленные нарекания на качество продукции со стороны иностранных заказчиков), эффективно освоить выделяемые на НИОКР средства или страна получит еще один очень дорогой распиаренный долгострой?