В ночь на 11 февраля в городе Колпино Ленинградской области произошло убийство. В строительной бытовке было обнаружено тело рабочего из Узбекистана с ножевым ранением в шею. Подозреваемыми оказались двое мигрантов, их задержала полиция.
В последнее время подобные новости появляются практически ежедневно. В Челябинске мигрант стрелял из ружья в ветерана СВО, которому не понравилось, как тот трактором сгребает снег к забору соседа. Против него возбуждено уголовное дело по статье о хулиганстве.
Нередко люди боятся не только вмешиваться в подобные ситуации, происходящие на их глазах (мы помним, как при попытке вступиться за избиваемых мужчин погиб бывший спецназовец Никита Белянкин), но даже не рискуют дать отпор, несмотря на угрозу их собственной жизни и здоровью. Объясняют это «обвинительным» характером российского правосудия: дескать, в случае эффективного отпора нападающему обороняющийся неминуемо попадет в тюрьму на долгий срок.
Но это не совсем так…
Убил? Нет, защищался
В понедельник, 12 февраля, Ивановский районный суд полностью оправдал Александра Краснова, известного также как «кохомский стрелок». В июне 2021 года у его сына Артема произошел конфликт с уроженцем Таджикистана Довудом Астанакуловым. Артем вступился за свою девушку, и в случившейся драке одержал верх. Однако 25 июня мигрант пришел с подкреплением, и ночью толпа таджиков напала на дом Красновых, где на проводы в армию собрались члены семьи и гости.
Нападавшие числом не менее 25 человек были вооружены палками, арматурой, камнями и огнестрельным оружием ограниченного поражения. Решить дело миром не удалось, дом подвергся штурму. Александр Краснов был ранен в живот, его товарищ был избит до потери сознания. Защищая жизнь и здоровье, свое и собравшихся, Александр Краснов применил принадлежавший ему охотничий карабин «Сайга». Предупреждения и выстрелы в воздух не помогли, пришлось стрелять на поражение. Один из нападавших был убит, еще один ранен.
Двоих нападавших осудили за групповое хулиганство с применением оружия и умышленное повреждение чужого имущества (один из них получил пять лет колонии, а второй — четыре). А Александру Краснову инкриминировали умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и убийство. Защита же настаивала, что не было даже превышения пределов необходимой обороны, так как он применил оружие в ситуации, когда преступные посягательства угрожали жизни и здоровью его и всех собравшихся в доме.
Теперь Александр Краснов полностью оправдан и за ним признано право на реабилитацию с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием. И это не единственный случай.
Будешь защищаться — обязательно посадят?
Такие истории неоднократно случались и раньше. Так, более десяти лет назад на москвичку Татьяну Кудрявцеву, возвращавшуюся со сбора грибов, напал незнакомый ей гражданин Узбекистана. Защищаясь, она ударила его грибным ножом и попала в сердце. Сначала ей инкриминировали убийство, потом дело переквалифицировали на убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны. В итоге следствие пришло к выводу, что «действия Кудрявцевой, причинившие смерть гражданину Узбекистана, были совершены в состоянии необходимой обороны при защите своей жизни, здоровья и половой неприкосновенности от неожиданного преступного посягательства». Дело было закрыто.
Таким образом, городская легенда, будто «будешь защищаться — обязательно посадят», далека от реальности. Кроме того, если не защищаться, запросто можно лишиться здоровья и жизни. Как гласит известная поговорка, пусть лучше трое судят, чем шестеро несут. Тем более что наш суд куда объективнее, чем принято считать.