Как заявил экс-генсек в беседе с корреспондентом «Комсомольской правды», «некого тут больше винить — это мы похоронили Союз». «Мы виноваты, — подчеркнул Горбачев. — Я до последнего гвоздя боролся за то, чтобы его сохранить. Я хотел, чтобы республики пользовались суверенитетом и свои вопросы решали на местах. Союз надо было преобразовать, демократизировать».
По словам экс-главы советского государства, все, кто его обвиняют в падении Союза — участники заговора. Они же, по его словам обвиняют и в прогибе Западу в конце 80-х. Любопытно, что интервьюера Горбачев также записал в «заговорщики».
— А нераспространение НАТО на восток?, — спросил журналист.
— А как это требовать, если еще существовал Варшавский Договор?! А все разговоры, придуманные вами, не знаю, какое ты участие в них принимал…, — отвечал Михаил Сергеевич.
— Михаил Сергеевич, я не принимаю участия в придумывании разговоров…
— Что же ты так поддаешься и спрашиваешь?
— Должен. Это интересует не только меня.
— А зачем? Потому что это чем-то пахнет, да? Ведь вспоминают об этом, когда хотят сказать: Горбачев проиграл. Но нигде и никому мы не поддались! Если шли на компромиссы, то взаимные. Мы не нанесли ущерба стране. Это же все документировано. И соглашения до сих пор соблюдаются.
— Сейчас бы вы ничего не изменили в своих решениях?
— (Задумывается.) Может быть, что-то с точки зрения реализации. А принципиально все было решено правильно!
Все же итоги Беловежского соглашения Горбачев, разумеется, переложил на Ельцина. Сам же он. по его словам считал, что крымский вопрос — в приоритете, и его надо было разрешать еще в 91-м.
Лично он же, Горбачев, возвращение Крыма РФ полностью поддерживает, о чем говорил и раньше. «Я сказал: одобряю, потому что народ, крымчане, высказались почти единодушно за. И проголосовали. Я не ожидал даже, что так вот уже созрело, — сказал Михаил Сергеевич. — Когда шел распад СССР, где было международное право? Выходит, Запад доверял нам? Хорошо. Пусть тогда и дальше не вмешивается».
На вопрос же журналиста КП, «смирится» ли Запад №с тем, что Крым останется российским?", Горбачев ответил утвердительно: «Я думаю, да. По-моему, он уже смирился»…