За последние три года территория мира, охваченная вооруженными конфликтами, увеличилась на 65%. Согласно последнему индексу интенсивности конфликтов (CII), который рассчитывают риск-аналитики Verisk Maplecroft, сейчас боевыми действиями между государствами или внутри них затронуто 6,15 миллиона квадратных километров или 4,6% суши на планете против 2,8% в 2021 году. Это эквивалентно двум Индиям.
По оценкам организации, число смертей в результате конфликтов увеличилось на 29%. В общей сложности 27 стран, включая Эквадор, Колумбию, Индию, Индонезию и Таиланд, столкнулись со значительным повышением риска с 2021 года. И расширяется так называемый «конфликтный коридор» (охватывает Сахель и Африканский Рог, от Мали до Сомали), где уровень насилия удвоился. Крупномасштабные вспышки насилия произошли в Судане и Эфиопии.
По словам экспертов, тенденция к росту конфликтов наблюдается по меньшей мере десять лет, хотя во время пандемии Covid-19 во всем мире произошло некоторое затишье в этой сфере. К давним кризисам, многие из которых не ослабевают, присоединяются новые. Все это нарушает цепочки поставок и негативно влияет на бизнес, экономический рост и продовольственную безопасность, отмечает директор по исследованиям Verisk Maplecroft Хьюго Бреннан.
«Вы можете посмотреть на международные СМИ и подумать: „У меня нет фабрики в Судане, меня это не касается“, но из-за влияния на цепочку поставок конфликт в отдаленном месте может отразиться и на вас», — уточнил он в интервью The Guardian.
По словам Анджелы Росалес, генерального директора международной организации SOS Children’s Villages International, которая помогает детям, разлученным со своими семьями, 470 миллионов детей во всем мире страдают от войн, последствия которых выходят за рамки смертей и травм.
«Дети в районах, затронутых конфликтом, рискуют потерять заботу семьи, если их дома будут разрушены, родители убиты или если они будут разлучены, спасаясь от насилия. Они особенно уязвимы перед эксплуатацией, порабощением, торговлей людьми и жестоким обращением», — подчеркнула она.
В таких странах, как Мьянма, где регулярно случаются вооруженные восстания с участием небольших групп, трудно достичь всеобъемлющего мирного урегулирования, отмечает профессор Клионад Рэйли, президент организации Acled, которая занимается мониторингом ущерба гражданскому населению. Эти небольшие конфликты, как правило, способны развиваться, и они очень гибки в зависимости от политической системы, в которой находятся. Поэтому их может быть очень трудно прекратить, поясняет эксперт.