Минфин РФ запросил для себя чрезвычайных полномочий: требовать от экспортеров репатриировать деньги, в обязательном порядке продавать валюту, получать разрешения на покупку валюты, открывать спецсчета для отдельных видов валютных операций и резервировать под них деньги, сообщила во вторник газета «Ведомости».
Из опровержений Минфина
В самом министерстве отрицают, что требования связаны с ожиданием скорого кризиса, и по этому поводу вспоминается советский анекдот: «Откуда мы узнаем, что на самом деле происходит в мире? — Из опровержений ТАСС».
Сейчас валютные операции между резидентами и нерезидентами могут проводиться без ограничений. Но очень много иностранцев в последний год покупали российские суверенные облигации из-за их высокой доходности, а это грозит резким ростом спроса на валюту и, как следствие, падением курса рубля.
В Минфине, вероятно, вспомнили, что сани надо готовить летом, приветствует инициативу Антона Силуанова управляющий партнер Dream Team Investments Александр Бутманов.
«Полномочия, которые требует себе Минфин, сейчас не прописаны в законе, поэтому если возникает необходимость кризисного регулирования, этим занимается ЦБ. Но и у него нет формальных полномочий изымать валютную выручку, поэтому регулятор для этого использует исключительно харизму своего главы. Однако в реально кризисной ситуации рассчитывать на личное обаяние Эльвиры Набиуллиной было бы недостаточно», — сказал он «Ридусу».
Что «финансовая зима» не за горами, в Минфине хорошо понимают, но для этого и не требуется быть каким-то визионером, подчеркивает эксперт.
«Кризис на валютном рынке России будет, это понимают все, кто хоть сколько-нибудь профессионально на этом рынке работает. Потрясения гарантированы. Вопрос не „если“, а „когда“. И естественно, что профессионалы в Минфине хотят встретить эту „зиму“ подготовленными, чтобы страна смогла ее пережить», — подытоживает Бутманов.
Оно вот-вот начнется
Мы это уже проходили в 2008 и 2014 годах, напоминает портфельный управляющий «УК КапиталЪ» Вадим Бит-Аврагим.
«Рубль по своей природе очень волатильная валюта, сильно зависимая от изменений цен на сырье. В этих условиях стоит только нефти подешеветь, или возникнет какое-то внешнеполитическое обострение, население бросается закупать валюту, банки делают то же самое, экспортеры придерживают выручку или вообще ее не репатриируют», — пояснил он «Ридусу».
Ограничения на внешнеторговые валютные операции были сняты в России в 2001 году. Сейчас же Минфин видит, что возможностей у него влиять на валютный рынок «терапевтическими мерами» очень мало, соответственно, там ищут разрешения на меры «хирургические» — каковые были в силе до 2002 года, напоминает финансист.
Таким образом, прилив либерализации валютного рынка в России сменился отливом — политикой ограничения в свободном движении валюты.
Такие меры просто так, на всякий случай, не предпринимаются, подчеркивает эксперт: «Значит, у Минфина есть информация, что предстоят какие-то события, когда правительству понадобится изымать валюту волевыми мерами».
«Это не обязательно какой-то военный конфликт или что-то в такой же степени драматическое и негативное. Это, наоборот, может быть запуск каких-то масштабных инфраструктурных проектов, для которых потребуются столь же масштабные инвестиции», — рассуждает Бит-Аврагим.