Минфин России рассматривает возможность изменить порядок инвестирования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), заявил на днях глава финансового ведомства Антон Силуанов, сообщает Bloomberg.
По мнению министра, средства ФНБ могут быть направлены в более рискованные, но ликвидные активы — акции, рыночные облигации и прочие ценные бумаги.
«Такой опыт вложений широко распространен среди управляющих крупнейшими суверенными фондами», — цитирует Силуанова Bloomberg. По его мнению, подобный шаг позволит повысить доходность от размещения средств ФНБ.
По словам министра, это станет возможным, когда доля свободных средств ФНБ достигнет 7% ВВП.
Что такое ФНБ?
Напомним, что изначально ФНБ и Резервный фонд были сформированы в 2008 году на базе Стабилизационного фонда. Фонды пополнялись за счет нефтегазовых доходов, которые Россия получала при экспорте нефти по цене выше 100 долларов за баррель. К началу этого года Резервный фонд был полностью израсходован и прекратил свое существование. На 1 марта 2018 года на счету ФНБ находилось 3,7 триллиона рублей, что составляет 3,8% ВВП.
Сегодня фонд пополняется по схожему принципу, что и раньше, только на несколько измененных условиях.
По сути, Фонд национального благосостояния призван играть роль некой подушки безопасности на случай падения мировых нефтяных цен, остающихся главным залогом поступления в РФ экспортных доходов.
По словам Силуанова, средства ФНБ должны позволять стране выдержать снижение цен на нефть до 30 долларов за баррель, а его резервной части должно быть достаточно для того, чтобы выполнять все расходные обязательства бюджета в течение трех лет.
Зачем?
Что же заставило Минфин заговорить о возможности вложения средств фонда в рискованные активы?
Прежде всего снижение доходности от его вложения, зачастую переходящее в убытки.
Как уже говорилось выше, на начало этого года в ФНБ оставалось 3,7 триллиона рублей (около 65 миллиардов долларов). 506 миллиардов из этого — вложения в различные «инфраструктурные проекты». Принято считать, что эти проекты самоокупаемы, хотя и до конца не известно, когда и в какой степени.
200 миллиардов рублей потрачено на спасение Внешэкономбанка, оказавшегося на грани дефолта в 2016 году. Еще 279 миллиардов рублей ушло на докапитализацию ряда российских банков.
Самым интересным «вложением» средств ФНБ является покупка еврооблигаций Украины на 3 миллиарда долларов, которая была осуществлена с целью поддержать страну и сохранить у власти бывшего ее президента Виктора Януковича.
Очевидно, что перспективы возврата этих средств схожи с перспективами возврата кредитов, выданных СССР африканским странам.
Остающиеся 2,3 триллиона рублей — это наиболее ликвидная часть ФНБ, которая размещена на валютных счетах в ЦБ и вложена в государственные облигации зарубежных стран.
Поскольку доходность таких вложений оценить гораздо проще, чем инвестиции в Украину и инфраструктурные проекты, то на сегодняшний день ясно, что за прошлый год они были также убыточными (-0,1% годовых).
Наибольший убыток приходится на счета в евро (-0,76% годовых) и вложения в британские бумаги (-0,16% годовых). Небольшой, но стабильный доход, как всегда, принесли вложения в госдолг США (0,57% годовых). Впрочем, при общем подсчете этого оказалось недостаточно для компенсации потерь по другим активам.
Не то место и не то время
Предложение Минфина включить в портфель ФНБ более рискованные активы (акции и облигации), как это делает ряд компаний, управляющих суверенными фондами некоторых стран (например, Норвегии), в теории могло бы компенсировать падение доходности по консервативным инструментам.
Однако не стоит забывать и о том, что подобное желание созрело лишь под занавес периода «большого роста» на мировых финансовых рынках — за несколько последних лет мировые индексы достигли своих максимальных значений. Сейчас же все больше аналитиков сходятся во мнении, что эта глобальная волна себя исчерпала и в скором времени мировые рынки войдут в затяжную «медвежью» (игра на понижение) фазу. Признаки разворота тренда уже видны невооруженным глазом.
В связи со всем этим намерения Минфина РФ расширить список объектов вложения средств ФНБ в рискованные активы выглядят несколько странно.
К счастью, озвученные Силуановым предложения не подразумевают, что такое расширение произойдет скоро. «Они рассматривают такую возможность только после того, как ФНБ превысит 7% ВВП, — пояснил „Ридусу“ аналитик ФК „Калита-Финанс“ Дмитрий Голубовский. — До этого еще очень далеко. Такие рассуждения просто обозначают цель 7% как обязательные консервативные резервы».