Экономика

Минфин вскрыл тотальный распил в сфере госзакупок

4 2273

Более 94% государственных закупок в России осуществляется на неконкурентной основе. К такому выводу пришли сотрудники Министерства финансов, проанализировав применение федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в первом полугодии 2017 года.

«Только 5,8% закупок осуществляется путем проведения торгов в соответствии с гражданским законодательством», — отмечается в докладе Минфина.

31,6% закупок производится у единственного поставщика, еще 62,7% — с применением «иных способов». На сегодняшний день заказчики используют почти 4,8 тысячи способов определения поставщика, которые зачастую сводятся к неконкурентным закупкам, подчеркивают авторы доклада.

© minfin.ru

Благодаря этой маскировке в отчетах чиновников появилось видимое сокращение закупок у единственного поставщика, отметили в Минфине. Например, в первые шесть месяцев 2017 года количество закупок, совершенных «иным способом», выросло на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По мнению экспертов ведомства, к такому положению дел привела рамочная регламентированность положений закона о госзакупках, которая не устанавливает требования к способам их осуществления.

«Данная тенденция негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями)», — подчеркивается в докладе Министерства финансов.

Чтобы устранить обнаруженную проблему, эксперты Минфина предлагают установить исчерпывающий перечень конкурентных способов проведения госзакупок, а также требований к порядку их осуществления.

© minfin.ru

Острые моменты

  • При подсчете общей стоимости контрактов, заключенных в первом полугодии 2017 года, эксперты выявили путаницу. Если судить по данным из реестра договоров, итоговая сумма составляет более 7 триллионов рублей. По данным же ежемесячной отчетности, она превышает 9 триллионов рублей. При этом контракты по закупкам у единого поставщика составляют 42,5% от общего объема (3,8 триллиона рублей).

Эксперты отметили, что столкнулись с многочисленными ошибками, которые заказчики допускают при заполнении ежемесячных отчетов. Например, меняют местами позиции «количество» и «сумма», по-разному указывают стоимость (кто в рублях, кто в тысячах рублей; не конвертируют иностранную валюту) и так далее.

«В этой связи, общая сумма фактически заключенных заказчиками договоров в I полугодии 2017 г. может быть существенно скорректирована в сторону уменьшения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что информация, содержащаяся в ежемесячной отчетности о договорах, не является в полной мере достоверной», — констатировали в Минфине.

  • Ещё одной заметной проблемой стала неразбериха с электронными площадками для проведения торгов. В Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок интегрирована 181 электронная торговая площадка, при этом более половины закупок производятся на трех из них. На 12 площадках было проведено только по одной закупке, еще 42 площадки вовсе остаются нетронутыми.

В итоге потенциальные участники закупок должны проходить аккредитацию на огромном количестве площадок. Это влечет дополнительные финансовые и временные затраты, а также создает благоприятные условия для недобросовестных заказчиков, резюмировали авторы исследования.  Для решения проблемы они предлагают ограничить количество операторов электронных площадок и установить для них единые требования.