Авто

Минпромторг хочет запретить прямую продажу подержанных авто

4 11334

Рынку подержанных автомобилей в его нынешнем стихийном виде приходит конец. В соответствии с новой инициативой Минпромторга, желающие продать машину, должны будут использовать одну или несколько электронных аукционных платформ. С их помощью подержанные автомобили будут перепродаваться дилерам, у которых их смогут приобрести потенциальные покупатели сообщают «Известия» со ссылкой на источник в Минпромторге.

Это сведет на нет участие перекупщиков-частников и любые продажи автомобилей по принципу «из рук в руки». В России сейчас, по разным оценкам, до 80% подержанных автомобилей продаются физическими лицами самостоятельно по принципу «из рук в руки», при этом налог в 13% уплачивает не более 20% граждан (даже странно, что так много).

Интерес государства совершенно понятен: за счет налогов поступления в бюджет ожидаются на уровне 20 млрд рублей в первые же недели.

Сейчас оборот рынка «вторичных» автомобилей оценивается в 3 трлн рублей в год.

Выгодой для самих покупателей и продавцов подержанных авто в Минпромторге называют прозрачную рыночную цену для покупателя, справедливую оценку остаточной стоимости для продавца, безопасность сделки с официальным дилером вместо рискованной транзакции с неизвестным физическим лицом.

Авто в мешке

Президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев сомневается в том, что предложение Минпромторга воплотится в практику как минимум в ближайшие годы.

Авторы идеи подсмотрели японский опыт, где работает похожая схема. Но, во-первых, в Японии эту схему отрабатывали десятки лет, а во-вторых, у японцев все-таки совсем иной менталитет, — сказал он «Ридусу».

По мнению Мосеева, предложенный проект пока еще совершенно сырой, и в нем нет ответа на ряд принципиальных вопросов: будет ли продажа-покупка автомобиля по этой обязательной или только одной из опций; будет ли это единая на всю Россию аукционная площадка или их создадут множество; кто и каким образом будет осуществлять контроль за соответствием состояния продаваемого автомобиля показаниям его владельца; кто будет отвечать, если покупатель обнаружит скрытые неисправности уже после покупки, и т. д.

В России вообще рынок подержанных машин совершенно непрозрачный, по ним сплошь и рядом нет историй техосмотров, ремонтов, нет достоверных историй по залогам и обременениям. Кто будет нести все эти риски, если сделки по купле-продаже «котов в мешке» пойдут через дилеров? — сомневается эксперт.

Мосеев напоминает, что уже и сейчас в России существует чем-то похожая схема избавления автовладельцев от надоевших машин, trade-in. Владелец может сдать дилеру старую машину, и либо получить новую с доплатой, либо уйти пешком с деньгами.

«Но автосалоны просто не возьмут авто с пробегом, если возникнут сомнения в его последующей продаваемости или если оценщику покажется, что в машине есть какие-то дефекты. Из проекта Минпромторга не видно, будет ли у посредников обязательство принимать на аукцион любую машину или будут введены какие-то ограничения по состоянию авто», — говорит эксперт.

Конец автохламству

Система, предлагаемая Минпромторгом, будет выгодной всем, считает руководитель автомобильного аукциона Carprice Эдуард Гуринович.

Что продавец не хочет платить налог с продаж, это очевидная вещь. И что государство в условиях бюджетного дефицита хочет налоги собирать со всего, что движется — это тоже очевидность. Кроме того, эта система окажет пусть косвенную, но поддержку автодилерам в условиях, когда продажи автомобилей падают. И наконец, это повысит безопасность на российских дорогах, потому что будет отфильтровывать всякий автохлам на этапе его приезда на аукцион, — сказал он «Ридусу».

При этом Гуринович говорит, что ему сложно представить, чтобы автодилер попытался продать машину с пробегом, скрыв опасные для эксплуатации дефекты — что легко может сделать недобросовестный частный продавец.

«Дилер в любом случае выкупит автомобиль, который ему привезли, в каком бы состоянии тот ни находился. Это исключительно вопрос цены. И либо дилер затем доведет эту машину до продажного состояния, либо, если это совсем не поддающийся восстановлению агрегат, то сдаст его в утиль, и все равно получит какую-то прибыль», — заключает эксперт.