Министерство просвещения РФ анонсировало пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда учителей. С 1 сентября в Белгородской, Кировской, Нижегородской, Сахалинской и Ярославской областях, а также в Мордовии будет введена обоснованная дифференциация по уровням квалификации учителей и единый перечень выплат.
В ходе презентации проекта в ведомстве указали на необходимость повышения размера ставки учителей, что поможет привлечь молодых специалистов: по данным Минпросвещения РФ, сейчас у 76% учителей оклад ниже минимального размера оплаты труда.
Такое положение дел в стране осудил член думского комитета по просвещению Анатолий Вассерман. В интервью «Ридусу» парламентарий отметил, что ситуация с оплатой труда учителей требует вмешательства законодателей.
«Насколько я могу судить, такая картина наблюдается не только среди учителей: во многих отраслях, на многих предприятиях оклад значительно ниже МРОТ, а фактическая оплата выше, благодаря разнообразным надбавкам, — отметил депутат Госдумы. — С одной стороны, это позволяет вроде бы не нарушать закон. С другой стороны, поскольку большая часть этих надбавок выделяется по усмотрению руководителей, есть возможность в любой момент „наказать неугодного“, лишая его этих надбавок».
«Конечно, в какой-то мере это нарушение закона: оклад не может быть меньше МРОТ. Но и тут выходят из положения: переходят от месячного МРОТ к дневному, а затем подсчитывают число рабочих дней разными хитрыми способами. В любом случае, это явный непорядок. Насколько это от меня зависит, я буду добиваться, чтобы подобные хитрости не практиковались. Эта тема будет обсуждаться на одном из ближайших заседаний комитета Госдумы по просвещению», — заключил Вассерман.То, что оклад трех четвертей российских учителей не дотягивает до МРОТ, не является сюрпризом для профессионального сообщества.
«Для нас это не новость, а совершенно однозначный факт, — рассказали „Ридусу“ в профсоюзе „Учитель“. — Мы эту тему давно изучали, делали мониторинги, но сколько не пытались обратить внимание на эту проблему, никто не решать не собирается».
«Базовый оклад — самая важная часть, составляющая где-то четвертую часть зарплаты. Все остальное — компенсационные и стимулирующие выплаты. В итоге учителя получают в среднем по России от 20 до 30 тысяч, где-то ситуация получше — до 40 тысяч, если не брать Москву и регионы Крайнего Севера. Низкая окладная часть приводит к тому, что начинающий педагог, которому не положена доплата как молодому специалисту, сможет претендовать на очень маленькую зарплату. Конечно, ниже МРОТ ему платить не будут — не имеют права, даже если оклад такой. В итоге у людей получается очень большая зависимость от администрации — дадут ли они компенсационные и стимулирующие надбавки или нет», — пояснила оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.В профсоюзе отмечают, что давно перестали вести мониторинг ситуации с зарплатами российских учителей из-за невозможности решения проблемы.
Последний аналитический доклад профсоюза, выпущенный в минувшем году, показывает, что ни правительственные «дорожные карты», ни даже «майские указы» главы государства оказались неэффективны. Согласно докладу, чиновники изобрели нетривиальные способы улучшения статистики по учительским зарплатам в регионах страны.
К примеру, Росстат включил завучей в категорию педагогических работников, искусственно повысив средний уровень зарплат учителей. Кроме того, при расчете среднего уровня зарплат учитывается оплата труда не только за педагогическую деятельность и получаемая учреждением из бюджетных средств, но также по договорам ГПХ и за любую другую работу, выполняемую по совместительству.
«Основная проблема заключается в том, что в указах не уточняется, за какое количество учебных часов должна выплачиваться зарплата соответствующего уровня. Зарплата рассчитывается, игнорируя тот объем работы, за который она выплачивается учителям. Такой подход позволяет улучшать отчетность по зарплатам педагогов за счет повышения их учебной нагрузки и роста числа внутренних совместителей при одновременном сокращении численности постоянных работников», — говорится в докладе.Еще одно изменение методики подсчета средней зарплаты вполне тянет на определение «ловкость рук и никакого мошенничества».
Дело в том, что с 2015 года Росстат добавил в расчеты данные о доходах работников неформального сектора, включая иностранных граждан, работающих у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Официальных источников информации о доходах данных категорий работников не существует, поэтому для их оценки Росстат проводит специальные выборочные исследования.
Включение в расчеты низкооплачиваемых категорий работников несомненно упростило для чиновников достижение целей «майских указов», отмечают авторы доклада.
Таким образом, при том что «майские указы» изначально предоставляли не самые надежные гарантии оплаты труда учителей, даже эти гарантии правительство решило выполнить исключительно арифметически, используя статистические манипуляции.
«Оказалось, легче искусственно понизить среднюю заработную плату по региону, чем повысить зарплаты учителей до ее уровня», — констатировали в профсоюзе.