Наука и техника Технологии

Минтранс предложил оснащать самолёты навигацией ГЛОНАСС к 2029 году

0 1975

Представители авиационной отрасли выразили замечания к предложенному проекту Министерства транспорта по оснащению пилотируемых и беспилотных воздушных судов системами связи, навигации, мониторинга и предотвращения столкновений. Представленный для публичного обсуждения в августе проект направлен на завершение до 20 числа того же месяца, однако к нему не приложена пояснительная записка. В комментариях указано, что нововведения направлены на интеграцию будущих полётов пилотируемых и беспилотных аппаратов в единое воздушное пространство, что согласуется с целями национального проекта «Беспилотные авиационные системы».

Проект регламентирует оснащение воздушных судов навигационными системами, системами записи параметрической информации, удалённой идентификацией, поисковыми и радиовещательными устройствами, системами предотвращения столкновений и экстренной остановки полёта для беспилотников. Требования варьируются в зависимости от типа судов и сегмента авиации.

Среди ключевых положений проекта стоит отметить обязательное оснащение всех судов навигационными устройствами, использующими сигналы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, с возможностью приёма корректирующих сигналов от наземной инфраструктуры, взаимодействие с системами предупреждения столкновений.

Однако участники рынка выразили различные мнения по этому поводу.

Аэрофлот» отметил, что его самолёты оборудованы приёмниками ГЛОНАСС, но они не применяются в навигации. Поэтому компания предложила использовать новые правила только для самолётов, изготовленных в России или импортированных после марта 2029 года.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предложила ограничить требования внутригосударственными судами из-за отсутствия возможности модификации иностранных самолётов под ГЛОНАСС. Аналогичное предложение высказала авиакомпания S7, сообщает РБК.

Ижевский авиационный завод усомнился в необходимости ограничивать спутниковую навигацию лишь ГЛОНАСС, указав на возможную нецелесообразность для авиамоделей.

Противоположную точку зрения выразила «Почта России», предложив учитывать государственную принадлежность судна, а не страну производства, ссылаясь на вопросы национальной безопасности.

Насущность перехода на ГЛОНАСС стала актуальной после начала спецоперации в 2022 году, когда Росавиация рекомендовала авиаперевозчикам готовиться к работе без GPS из-за возможных сигналов глушения и атак. Однако случаи сбоев GPS не были зафиксированы, авиационная навигация продолжает использовать обе системы.

Инициативы, касающиеся внедрения только ГЛОНАСС, вызывают дискуссии. Эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин предлагает использовать как минимум две глобальные навигационные системы, указывая на современные аналоги вроде китайской BeiDou. Он подчёркивает важность создания федеральной сети наземных станций для обеспечения надёжности навигации.

Генеральный директор «Аэролинк» Алексей Никитенко считает, что требования к навигационному оборудованию должны быть дифференцированы с учётом условий полёта и инфраструктуры. Принудительное использование только ГЛОНАСС может быть небезопасным, учитывая опыт специальных воздействий. Никитенко сомневается в практичности установки корректирующих станций в труднодоступных местностях, лесах и полях.