Здоровье

Минздрав и организации пациентов вступили в спор о клинических рекомендациях

1 1276

Министерством здравоохранения Российской Федерации проведены информационные лекции для медицинских работников, касающиеся внедрения обязательного использования клинических рекомендаций. Мероприятия состоялись на площадке Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, и новые требования вступают в силу с 1 января, сообщает РБК.

На таких лекциях, видение которых ранее поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, разъяснялась значимость клинических рекомендаций, несмотря на то, что их применение вызвало вопросы и недовольство среди медицинского сообщества. Как отметил министр здравоохранения Михаил Мурашко, именно для решения этих вопросов и было принято решение о проведении обучающих мероприятий.

По словам генерального директора Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава, клинические рекомендации представляют собой первичный документ для врача при определении лечебных методик, однако они не являются инструментом для оценки качества оказываемой медицинской помощи. В своем выступлении на лекции он подчеркнул, что рекомендации разрабатываются на основе научно-доказательной базы и включают инструкции по профилактике, диагностике, терапии и реабилитации, с уточнениями относительно применения медикаментов и их дозировок.

Он также уточнил, что, согласно нормативу, если пациенту не могут оказать необходимую помощь по месту обращения, его следует направить в соответствующую организацию, где такая возможность имеется. Кроме того, клинические рекомендации не подпадают под государственный контроль и не ведут к административной или уголовной ответственности, что на данный момент уточняется в сопреднимаемых законодательных изменениях.

Минздрав разработал проект приказа, устанавливающий порядок оказания медицинской помощи, в котором указано, что клинические рекомендации не являются критерием оценки качества медицинской практики. Проект был обсужден в Государственной Думе, где о нем высказались депутаты и представители общественности, высказав замечания и предложения по его доработке.

Вокруг клинических рекомендаций возникло обсуждение в стране. Валентина Матвиенко выразила обеспокоенность тем, что их обязательное применение вызывает обеспокоенность среди медицинских работников, учитывая разную степень оснащенности медицинских учреждений в регионах. Кроме того, предусмотренные изменения могут повлечь возможные юридические и финансовые последствия для медицинских организаций.

Согласно заявлениям, поддержанным Всероссийским союзом пациентов, клинические рекомендации остаются основной базой для оценки качества медицинской помощи, хотя предлагают минимизировать уголовную и административную ответственность специалистов.

Алексей Старченко из Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения полагает, что вывод клинических рекомендаций из системы оценки медицинской помощи напоминает их фактическую отмену и может отразиться на обязательности их соблюдения.

Юлия Павлова, медицинский юрист, указывает, что клинические рекомендации уже применяются в экспертизе качества медицинской помощи в системе ОМС и при судебно-медицинских экспертизах. По ее мнению, положение Минздрава об отсутствии нормативного характера у клинических рекомендаций формально не отменяет их использование в медицинской практике.