Политика Экономика

Мир на фоне войны: каким будет приграничное сотрудничество Украины и России

0 15774

На Украине говорить сегодня о плюсах экономического сотрудничества с Россией могут только самые неангажированные эксперты. Правда, и для этих смельчаков поубавилось информационных площадок после политической расправы украинской власти с оппозиционными телеканалами.

В том числе и о пограничном сотрудничестве отдельных регионов Украины и РФ, например Харьковской и Белгородской областей, экономисты и политологи в последние годы предпочитают не вспоминать. Многие перспективные связи отсохли, интересные проекты заморозились, полезные наработки оказались невостребованными в новых украинских реалиях.

Между тем глава фракции ОПЗЖ в Харьковском горсовете Андрей Лесик этим летом несколько раз размещал в соцсетях кадры с огромными очередями, созданными фурами на границе Харьковской и Белгородской областей. Это говорит о том, что харьковское направление для россиян и белгородское для украинцев остаются актуальными.

Харьковский депутат поделился с корреспондентом «Ридуса» своими приграничными впечатлениями.

Граница между государствами и между людьми

Подвозил человека на границу и днем снял колонну фур, которые стояли для проезда в Россию. Жалко тех водителей, которые вынуждены маяться в многочасовых очередях. Товар везут разный, в том числе такой, которому противопоказано долгое стояние на границе. Это были не 10-15, а сотни фур, которые, я так понимаю, системно возят в РФ продукцию, — рассказал депутат.

«При этом нам рассказывают, что кто-то с кем-то воюет. Это двойные стандарты, когда люди у нас в каком-то вакууме вынуждены жить: кругом злоба, ненависть ко всему русскому», — заметил Лесик.

Депутат Харьковского горсовета отмечает: давно известно, что на экономическом сотрудничестве с Россией зарабатывали деньги и те политики, которые сеяли вражду и злобу. Вспомним, как Порошенко совсем не торопился отказываться от своей липецкой фабрики. При этом его стараниями были разрушены связи многих стратегических предприятий Украины с РФ.

«Существует граница между государствами, но границ между людьми не было и не будет, — продолжает Лесик. — У нас на днях была попытка установить памятный камень дружбы украинского и русского народа. Но этот памятный знак сразу же был разрушен вандалами — национал-радикалами, контролируемыми СБУ».

Российско-Украинская границаРоссийско-украинская граница.© Валерий Матыцин / ТАСС

Собеседник «Ридуса» считает, что разрушительная деятельность политиков — это одно, а человеческие отношения, экономический прагматизм оберегают общественный организм от таких саморазрушительных и самоубийственных процессов.

Фуры я снимал уже не в первый раз. Они идут как с одной стороны, так и с другой. Товарооборот между нашими государствами присутствует всегда. Россия для Украины является основным партнером, и это важно, — говорит Лесик.

Глава фракции ОПЗЖ в Харьковском горсовете подчеркивает, что для Украины жизненно важно сохранить и развивать отношения со странами ЕврАзЭС, в частности с РФ. Тем более для такого приграничного региона, как Харьковская область.

«Для многих стратегических предприятий важно было сохранить нормальные отношения с Россией, — развивает тему Лесик. — Например, основные комплектующие для Харьковского авиазавода поставлялись из РФ. При этом заказчиком самолетов тоже была Россия. То есть нам просто давали возможность заниматься крупноузловой сборкой в целом. И давали возможность заводу не простаивать, давали работу нашим украинским гражданам. Этого всего сейчас нет. Руководитель там — соответствующей политической ориентации. О каком-то желании восстановить работу завода говорить не приходится. Он просто констатирует факт, что завод не может выпускать самолеты. Там стоят десятки самолетов, процентов на 70 готовых. Можно было бы выплатить людям долги и продолжать работы. Но завод никому не нужен. Когда страна перешла под внешнее управление, стояла задача уничтожить всё».

Десятки предприятий обращались и ко мне, чтобы мы передали информацию Виктору Медведчуку, что для них стратегически важно наладить и открыть границы для продукции. Такие примеры были, когда проблема решалась. Картонный завод (кажется, в Винницкой области), другие предприятия. В индивидуальном порядке были открыты границы для их продукции. А таких обращений множество! Люди стонут по всей Украине — предприятия в Харьковской, Сумской, Полтавской области, заинтересованные в сотрудничестве с Россией. И это основная задача для нашей политической силы: восстановить экономические отношения, убрать эти проблемы, — заключил украинский депутат.

Новые и новые ограничения

Андрей Лесик обращает внимание еще на одну проблему: на руку тем украинским политиканам, которые видят свою страну как «анти-Россию», оказываются и сложности с пересечением границы РФ для граждан Украины в индивидуальном порядке.

Те препоны, которые были созданы украинским правительством (когда оно лишило собственных граждан возможности пересекать границу по внутреннему паспорту, в то время как Россия оставляла им такую возможность), усугубились уже российскими ограничениями, связанными с ковидом.

Раньше люди, прописанные в Харьковской области, пересекали границу в Журавлевке вообще беспрепятственно. Люди спокойно могли съездить в Белгородскую область. Это всё ушло после 2014 года. А теперь еще добавилась проблема для жителей Украины съездить в РФ, если нет родственников по первой линии и других гуманитарных оснований. То есть я, как и многие мои сограждане, не могу съездить на экскурсию в Санкт-Петербург или на Прохоровское поле. Закрытость границ во время коронавируса — это плохо. Обрываются духовные связи, человеческие связи. Своего рода изоляция наблюдается для большой группы граждан. Я не могу съездить в Севастополь, например. Плохо, что для тех рядовых украинцев, которые считают русских братьями, сейчас граница закрыта. И это ненормально. Хочу через ваш ресурс донести эту точку зрения, свое пожелание пересмотреть нормы о пересечении границы для жителей Украины, — говорит Андрей Лесик.

От себя добавим, что, в то время как многие граждане Украины, дружественно настроенные к России, не могут попасть туда, не имея гуманитарных оснований, в обратном направлении мы наблюдаем другую картину. Из России на Украину могут без проблем ездить на гастроли, просто с коммерческими целями и артисты, и всевозможные политические туристы, которые расписались в лояльности к сегодняшним украинским властям, произносят какие-то публичные заявления о ценностях революции достоинства, клеймят тиранию и тому подобное.

То есть мы видим ситуацию, когда российские союзники и поклонники украинского режима свободны в своих передвижениях на Украину, а украинские друзья России далеко не всегда имеют право въезда в РФ.

Международный автомобильный пункт пропуска "Троебортное" на границе России и УкраиныМеждународный автомобильный пункт пропуска «Троебортное» на границе России и Украины.© Виктор Драчев / ТАСС

Но вернемся к экономическому фактору.

Цена вопроса

Водители фур, изнывающие в очередях на границе, — это частные наблюдения. А что на этот счет говорит статистика? Несмотря на все усилия украинского режима после 2014 года, направленные на разрыв отношений с РФ, несмотря на ответные меры российского правительства, например, в январе — августе 2020 года товарооборот Украины и России вырос до 37,9 миллиарда долларов. В этот период Россия переместилась на второе место в списке крупнейших торговых партнеров Украины (после Китая).

Рассмотрим статистику и в другие отрезки времени (в том числе чтобы соотнести ее с политическими процессами на Украине).

Товарооборот России и Украины за январь 2017-го — январь 2020-го составил 40 миллиардов долларов. Основной товарооборот пришёлся на минеральные продукты (28%), металлы и изделия из них (18%). Украина для России является партнёром № 15 с долей 2%.

Товарооборот России и Украины за январь 2017-го — август 2020-го составил 45,7 миллиарда долларов. Основной товарооборот пришёлся на минеральные продукты (29%), металлы и изделия из них (17%).

Товарооборот России и Украины за январь 2019-го — август 2020-го составил 17,9 миллиарда долларов. Основной товарооборот пришёлся на минеральные продукты (26%), металлы и изделия из них (19%). Украина для России является партнёром № 15 с долей 1,7%.

Теперь посмотрим на торговое партнерство с точки зрения Украины. В 2019 году Россия перестала быть главным торговым партнером Украины, это место занял Китай. В 2019 году экспорт с Украины в Россию снизился на 13,3%, а импорт из России — на 15,3%. В первом полугодии 2020 года Украина сократила экспорт товаров в Россию на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а импорт — на 42,6%.

По итогам 2020 года Россия вошла в тройку основных торговых партнеров Украины.

Государственная таможенная служба Украины сообщала: «Страны, из которых импортировали больше всего товаров на Украину: Китай — 8,3 миллиарда долларов, Германия — 5,1 миллиарда долларов, Россия — 4,6 миллиарда долларов. Экспортировали из Украины больше всего в Китай — 7,1 миллиарда долларов, в Польшу — 3,3 миллиарда долларов, в Россию — 2,7 миллиарда долларов». Согласно этим данным, основу экспорта Украины в 2020 году составили зерно (9,4 миллиарда долларов), черные металлы (7,7 миллиарда долларов), жиры и масла животного или растительного происхождения (по 5,8 миллиарда долларов). Основу импорта составили минеральное топливо, нефть и продукты ее переработки (8 миллиардов долларов), реакторы, котлы, автомобили, оборудование и механические устройства (6,1 миллиарда долларов), наземный транспорт (5,5 миллиардов долларов).

В статистике последних лет, показывающей, как Россия уступила Китаю место главного торгового партнера Украины и перемещалась на вторую и третью позицию, мы видим то, что еще осталось. Но не видим того, что ушло, в том числе и безвозвратно. Точкой отсчета этих безвозвратных потерь следует считать тот год, когда на Украине произошел майданный переворот.

Эти потери наглядны на примере итогов 2014 года в Харьковской области. К концу 2014 года товаропоток в регионе уменьшился на 70%. Львиную долю экспорта из Харькова составляла продукция двойного назначения и ВПК. Но она была остановлена украинской майданной властью. Таким образом, Украина зарубила тогда важнейшие экспортные контракты.

Украинский режим уже в 2014 году обрек на потерю значительной части заказов харьковские предприятия «Электротяжмаш», «Турбоатом», ФЭД, авиазавод, ХТЗ и другие. Уничтожение украинской промышленности было главной задачей ликвидационной администрации, передававшей страну во внешнее управление.

Харьковский завод "Электротяжмаш" имени В.И. Ленина. 1986г.Харьковский завод «Электротяжмаш» имени В. И. Ленина. 1986 год.© Тур Михаил / Фотохроника ТАСС

Другие харьковские предприятия, занимавшие свою нишу, тоже попали под эту беспощадную дубину экономического самоуничтожения. Например, завод «Поршень» к 2014 году выпускал продукцию, ориентированную на рынок стран Таможенного союза (отдельные поршневые группы, вкладыши, кольца и тому подобное). В 2014 году эта продукция уже не приобреталась предприятиями РФ, Белоруссии, Казахстана. «Поршню» пришлось свернуть свою деятельность.

Завод «Гидропривод» когда-то был флагманом по производству гидравлических насосов и серьезного оборудования. К концу 2014 года это всё осталось в прошлом.

Семь лет после запуска этих разрушительных процессов — достаточный срок для того, чтобы к украинским промышленникам пришло понимание, куда на самом деле следовало двигаться. Как мы видим, отдельные предприятия уже обращаются к Медведчуку, чтобы он помог им вернуть главного партнера.

В мае этого года был заключён договор между ООО «Научно-производственное предприятие „Эксиммаш“» (Харьков) и ООО «Ниба» (Белгород) на поставку промышленного оборудования в сфере железнодорожного транспорта.

Наверное, таких примеров экономического сотрудничества в приграничье немало. Но, возможно, их не хотят афишировать, чтоб не подвергать риску эти проекты. Вряд ли украинскому участнику таких проектов хотелось бы привлечь к своей деятельности нездоровое внимание родных властей.

Надежды на утопию

Харьковчане сообщают, что на сегодня основное сотрудничество с соседями сводится к вывозу специалистов. «За эти годы было открыто немало харьковских и украинских предприятий в Белгороде и вообще в РФ с помощью переехавших на хороших социальных условиях на ПМЖ (или на вахтовые выезды). Бытовую технику, технику для сельских жителей (крупорушки, сепараторы и так далее), которые раньше возили из Харькова, теперь везут из России», — говорит местный эксперт.

Еще в середине 2014 года на форуме по приграничному сотрудничеству глава администрации Грайворонского района Белгородской области Александр Верзун отмечал такую тенденцию: «Усилилась экономическая интеграция между представителями среднего бизнеса, которые хотели бы поучаствовать в инвестиционных проектах на территории моего района. Начиная от небольших цехов, которые хотят полностью перевести, опасаясь за будущее бизнеса, и заканчивая участием в совместных проектах с предпринимателями Белгородской области».

К тому времени пограничное сотрудничество с украинскими коллегами по официальной линии стремительно сворачивалось. Кто-то из украинских участников уже был охвачен националистическим угаром, кто-то просто опасался смотреть в сторону Белгорода.

Александр Верзун тогда, по сути, озвучил «дорожную карту» приграничного сотрудничества для предпринимателей Харьковской области: когда гражданское противостояние обостряется до вооруженных конфликтов, деньги ищут тишину. Глава администрации Грайворонского района говорил участникам форума, что для многих видов украинского бизнеса сотрудничество с Россией «может стать точкой диверсификации рисков, точкой микширования рисков, той самой тихой гаванью».

Флаг УкраиныФлаг Украины.© Валерий Матыцин / ТАСС

Сегодня многих харьковских промышленников и предпринимателей занимает вопрос, какие можно найти лазейки, чтобы незаметно (для украинской власти и радикалов) работать в такой «тихой гавани».

Иногда подсказки находятся на самом видном месте, например на официальном сайте губернатора и правительства Белгородской области. Там в разделе «Международное сотрудничество» сообщается, что «в настоящее время действуют десять соглашений о сотрудничестве Белгородской области и правительства Белгородской области с органами государственной власти иностранных государств».

Из них шесть соглашений приходится на Украину:

  • соглашение об экономическом сотрудничестве между Черниговской областью Украины и Белгородской областью Российской Федерации (от 10 февраля 1994 года);
  • соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между исполнительным комитетом Днепропетровского областного Совета народных депутатов и администрацией Белгородской области Российской Федерации (от 16 января 1995 года);
  • соглашение о сотрудничестве между администрацией Белгородской области Российской Федерации и Луганской областной государственной администрацией и Луганским областным советом Украины (от 12 июля 1999 года);
  • соглашение между администрацией Белгородской области Российской Федерации и Харьковской областной государственной администрацией Украины о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (от 6 декабря 2001 года);
  • соглашение о создании еврорегиона «Слобожанщина» (от 7 ноября 2003 года);
  • соглашение между правительством Белгородской области Российской Федерации и Донецкой областной государственной администрацией Украины о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (от 3 августа 2005 года).

То, что такие соглашения до сих пор действуют, не означает, что они работают. Но что-то в этом списке можно попытаться реанимировать. Речь, прежде всего, о еврорегионе «Слобожанщина». А соглашения с донбасскими структурами могут получить новое дыхание.

Напомним основные положения о еврорегионе «Слобожанщина».

  • Активизация трансграничной научной, производственной кооперации и торговли путём снятия излишних пограничных и таможенных барьеров.
  • Улучшение транспортной и логистической инфраструктуры еврорегиона для эффективного использования его транзитного положения. Она предполагает снижение загруженности трансграничной магистрали Харьков — Белгород путём создания обходных транспортных маршрутов, строительства логистических терминалов и тому подобного.
  • Выработка согласованной экологической политики. Эта работа уже начата с реализацией проектов оздоровления бассейна Северского Донца и реки Лопани.
  • Преодоление социальной асимметрии пограничья, отражающейся прежде всего на рынке труда. Возникшие несоответствия в уровне оплаты труда и социальной защиты в пользу российских регионов ведут сегодня к одностороннему потоку трудовой миграции в сторону России. Это требует выработки согласованной политики на общем рынке труда.
  • Создание региональной маркетинговой информационной системы еврорегиона «Слобожанщина» с целью привлечения инвестиций в проекты путём применения маркетинговых инструментов для повышения известности и улучшения имиджа его территории, ориентации региональной политики на реальные потребности рынков и возможности их предоставления еврорегионом.
  • УкраинаУкраина.© pixabay.com

    Одним из значимых достижений еврорегиона стало подписание 29 июня 2011 года в Москве в рамках проведения Дней Украины учредительных документов украинско-российского технопарка «Слобожанщина». Учредителями технопарка с украинской стороны стали ХНУ имени В. Н. Каразина, Харьковский национальный университет радиоэлектроники, Научный парк «ФЭД». С российской стороны учредителем выступил Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

    В ближайшие планы совместного технопарка входит развёртывание бизнес-инкубатора «Колыбель гениев» и создание Центра коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию «Внедрение». Деятельность украинско-российского технопарка «Слобожанщина» будет направлена на трансфер технологий в следующих сферах: авиация, станкостроение, инновационная мехатроника, новые материалы и нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, биомедицина и фармация, ядерные технологии в энергетике и охране здоровья, энергосбережение и новые технологии производства энергии, приборостроение, новые технологии в агропромышленном комплексе.

    Что-то из этих положений выглядит в сегодняшних украинских условиях откровенной утопией. Но этот проект — еще и напоминание о «Слобожанщине», которую мы потеряли. Хотя потеряно из-за майданных потрясений действительно много.

    Еще первый майдан 2004 года привел к отказу от проекта международного аэропорта «Виктория» на границе Харьковской и Белгородской областей с совместным пунктом досмотра и облегченным прохождением пограничного контроля.

    Не был реализован и интереснейший проект большого торгово-выставочного комплекса на границе. Предусматривалось, что он будет работать на импорт и экспорт для России и Украины. Производителям двух пограничных областей, Белгородской и Харьковской, можно было реализовывать продукцию, не попадая под двойное налогообложение.

    Эти утопические ныне проекты всё же заставляют задуматься, как близки мы были к их реализации в благополучные времена, до первых майданных потрясений. И как кровавый переворот отодвигает нас на долгие годы от тех реальных перспектив, которые открывались концепцией еврорегиона «Слобожанщина».

    Но какие-то положения проектов еврорегиона «Слобожанщина», технопарка «Слобожанщина» остаются актуальными. И они могут быть интересны серьезным региональным политическим силам Харьковской области (где в местных советах националисты никогда не составляли большинство) для возобновления этой работы, для первых шагов к налаживанию разорванных связей.