31 декабря 2019 года в российских СМИ появилось первое упоминание о вспышке атипичной пневмонии в Ухани. С тех пор ковид прочно вошел в нашу жизнь.
В конце позапрошлого года, когда появились первые упоминания о неизвестном вирусе, никто из специалистов не принимал всерьез новую угрозу. За прошедший год ковидом заболело около 60 миллионов человек. Около полумиллиона людей заражается вирусом ежедневно. Мир начал жить в новой реальности. Ridus.ru подвел итоги года борьбы с пандемией и прикинул прогнозы на будущее.
Ограничения
Одним из символов года стала обычная медицинская маска. После первой вспышки болезни в Европе власти всех страны начали вводить всевозможные ограничения. Во всех общественных местах маски и перчатки стали необходимым атрибутом. Швеция до недавних пор была последним оплотом масконенавистников, однако и там теперь ношение маски стало рекомендацией.
Бизнес, завязанный на развлечениях, туризме и питании, фактически оказался убитым. Музыканты пытались заработать с помощью онлайн-концертов, рестораны старались перейти на доставку, туроператоры сделали попытку переориентироваться на внутренний туризм, однако пока все эти старания тщетны.
В постпандемийный период нас ждет глобальный передел рынка в сфере развлечений, питания и путешествий. На место банкротов так или иначе придут новые игроки, но как будет выглядеть этот рынок в новой реальности пока не может сказать ни один эксперт.
Глобальный кризис систем здравоохранения
Пандемия безжалостно прошлась по всем странам, не важно, богатые они или бедные. В определенные моменты коек в реанимации и профильных отделениях не хватало в Италии, Бельгии, США, Германии.
С глобальными эпидемиями мир не сталкивался почти сто лет. В условиях капитализма никто не может держать пустые койки про запас, выплачивая зарплаты персоналу. Из-за оптимизации систем здравоохранения даже в тех странах, которые принято называть благополучными, под госпитали пришлось переоборудовать отели, кинотеатры и концертные залы.
Удивительно, но Россия на этом фоне выглядит относительно благополучно. Да, у нас тоже появилась Коммунарка, койки в Крокусе и Ленэкспо, а в отдельных регионах жители жалуются на плохую доступность медицинской помощи. Тем не менее, даже несмотря на оптимизацию и повсеместное закрытие больниц, советского задела оказалось достаточно, чтобы пережить пандемию с минимальными потерями.
Главные выводы можно будет делать спустя пару лет, но, похоже, руководство многих стран вспомнит старую поговорку, что к войне надо готовиться во время мира. В планах появятся резервные помещения для госпитализации, аппараты ИВЛ перестанут быть экзотикой, а производства уже СИЗ массово появились в каждой стране.
Развитие медицины
Как только в мире осознали угрозу нового вируса, все развитые страны срочно развернули синтез вакцин. Россия первой заявила на рынок вакцину Спутник-V, в ближайшем будущем должна появиться Эпиваккорона от «Вектора». Последние фазы испытаний проходят и зарубежные образцы.
Пандемия заставила игроков фарм-рынка сделать серьезный прорыв в медицине. Многие перспективные вакцины (Модерна, Пфайзер, Эпиваккорона) используют технологию матричной РНК. На 2018 год во всем мире вакцин, произведенных по этой технологии, было всего три. Уже в 2021 году на рынке вакцин такого типа станет несколько десятков. Очевидно, новую широко обкатанную технологию станут активно применять и для создания вакцин против других болезней. Это настоящая революция в медицине, которая, возможно, в будущем принесет создателям нобелевскую премию.
Статус медработника
Один из главных итогов пандемийного года – повышение статуса доктора. О врачах снова стали говорить, как о героях, и перестали сравнивать с обслугой. Пандемия вернула этой профессии и престиж, и деньги.
Нелепые акции, вроде аплодисментов сотрудникам скорой, уже сошли на нет. Дополнительные выплаты, позволяющие санитару красной зоны хорошо заработать, остались. Хочется верить, что благодаря коронавирусу низкие зарплаты медработников канут в Лету.