Экономика

Мир опасается нового «китайского шока»

0 2406

Китай пытается реанимировать свою экономику за счет «новых отраслей» — солнечных батарей, электромобилей и литий-ионных аккумуляторов — и уже активно производит и экспортирует эти товары. А мир тем временем готовится к новому «китайскому шоку».

Экскурс в историю

Китайское производство. © flickr.com

Термин «китайский шок» придумали Дэвид Х. Автор, Дэвид Дорн и Гордон Х. Хэнсон в статье 2016 года об экономическом подъеме Китая и его влиянии на мировую торговлю и рынки труда. Страна начала серьезные экономические реформы в 1978 году, открыла свою экономику и дала зеленый свет частному предпринимательству. С тех пор ее ВВП вырос в восемьдесят раз.

Этот рост был обусловлен быстрой индустриализацией, сделавшей Китай мировой фабрикой. Ее огромный производственный сектор производил и экспортировал по низким ценам миллионы продуктов. Наступала эпоха глобализации, и мир с радостью принял нового игрока.

Политики считали, что в результате этой интеграции восточноазиатский гигант станет более открытым экономически и политически, а потребители выиграли от низкой инфляции. Однако эта тенденция дорого обошлась производственным сообществам в США и других развитых стран: многие потеряли работу. Это и был «китайский шок».

На пороге китайский шок 2.0

© unsplash.com

Теперь Китай нацелился на три новые стратегические отрасли, к которым присматривается и остальной мир. Но на этот раз западные страны стараются помешать Пекину.

«Развитые страны сталкиваются с совокупным воздействием замедления роста ВВП Китая в среднесрочной перспективе на мировой спрос, а также с конкуренцией со стороны новой волны индустриализации Китая», — сказал Business Insider экономист-международник Раджив Бисвас.

И дело не только в производстве конечных продуктов в названных отраслях. Китай также развивает глобальные цепочки поставок критически важного сырья, такого как редкоземельные элементы, необходимые для этих отраслей. То есть конкуренция в ключевых секторах промышленности выходит на новый уровень — стратегический. И сейчас она еще больше обострилась из-за дефляции в Китае.

В то же время замедление экономического роста в Китае означает, что он меньше покупает у других стран, что усиливает торговую напряженность. По официальным данным, в прошлом году импорт товаров Китая из остального мира упал на 5,5% по сравнению с 2022-м.

Чем отвечают США и остальной мир?

На этот раз мир не будет застигнут врасплох усиливающимся доминированием Китая в новых отраслях промышленности. «Вполне вероятно, что стратегическая конкуренция между США, ЕС и Китаем в области передовых производственных технологий сохранится в долгосрочной перспективе», — сказал Бисвас.

Многие компании уже диверсифицируют цепочки поставок различных продуктов за пределы Китая. США предпринимают шаги по стимулированию производства чипов в стране. Закон CHIPS предусматривает субсидии в размере 52 миллиардов долларов на производство, исследования и развитие рабочей силы. Закон о снижении инфляции в США также стимулирует инвестиции в экологически чистую энергетику.

Кроме того, 2 апреля Минэнерго США объявило об инвестициях в размере 75 миллионов долларов на создание исследовательского центра для укрепления внутренних цепочек поставок важнейших полезных ископаемых.

Тем временем министр финансов США Джанет Йеллен находится в Китае с официальным визитом, в ходе которого будет «оказывать давление на китайских коллег в связи с недобросовестной торговой практикой и подчеркивать глобальные экономические последствия избыточных производственных мощностей Китая».

ЕС тоже предпринимает шаги для защиты своего внутреннего производства в развивающихся ключевых отраслях. В октябре Европейская комиссия начала расследование в отношении госсубсидий Китая на экспорт электромобилей. Брюссель также принял Европейский закон о чипах, чтобы стимулировать их внутреннее производство.

Как реагирует Китай на действия Запада?

© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

Китай рассматривает ответ США как попытку сдержать его экономический рост. «Американская сторона приняла ряд мер, направленных на подавление торговли и технологического развития Китая. Это не снижение, а создание рисков. Это типичная нерыночная практика», — заявил на этой неделе представитель Министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь.

Он сказал, что китайский экспорт электромобилей, литий-ионных аккумуляторов и солнечных батарей вырос из-за «международного разделения труда и рыночного спроса» благодаря глобальному энергетическому переходу на более устойчивые источники энергии.

Китай также снижает риски, расширяя торговлю с Юго-Восточной Азией, где увеличивается доля среднего класса, отмечает Бисвас. Другие крупные развивающиеся рынки, на которые нацелен Китай, включают Африку и Латинскую Америку, добавил он.

Согласно анализу данных китайской таможни, опубликованному Bloomberg в январе, в прошлом году Китай впервые экспортировал в Юго-Восточную Азию больше товаров, чем в США, что свидетельствует об изменении глобальных торговых потоков на фоне меняющегося геополитического ландшафта.

Сезон президентских выборов в США в этом году, вероятно, обострит некоторые торговые проблемы, написали экономисты Nomura в заметке от 15 марта. Они считают, что дефляция экспортных цен в Китае и избыточные мощности в ряде стратегически важных секторов могут привести к эскалации торговой напряженности позднее в этом году, а возможно, и в последующий период.