Музыка

Мир ждет нового героя: интервью с лидером Tequilajazzz

2 2460

÷Свой последний полноформатный альбом питерская группа Tequilajazzz выпустила девять лет назад.

Но кажется, за прошедший период времени никто из участников культового коллектива не переставал работать. Не обошлось и без ухабов на дороге, но распад и затянувшаяся пауза в деятельности коллектива не оставили своего следа. Это время лидер группы Евгений Федоров с пользой посвятил двум проектам: Zorge и Optimystica Orchestra.

В конечном счете молчание вновь собравшегося коллектива прервал альбом «Небыло», вышедший в этом году. Но, как говорит сам Евгений Федоров, «Небыло» — это результат акустических экспериментов, а самое интересное еще впереди.

В интервью Данилу Волохову фронтмен группы Tequilajazzz Евгений Федоров рассказал о юбилее группы, изменениях состава, о новом альбоме Tequilajazzz и перезаписи «Целлулоида», о концептуальной стороне работ и об акустических экспериментах.

© youtube.com

Начну с достаточно шуточного вопроса. В одном из интервью вы говорили о том, что три ваших главных проекта (Tequilajazzz, Zorge, Optimystica Orchestra) адресованы в ваше детство. Скажите, в вас еще живет ребенок?

— Конечно живет, и вопрос совершенно не шуточный. Абсолютно серьезный, хотя кажется несерьезным. Живет, и все, что дополняет текстовую часть «Текилы», и Zorge, и «Оптимистики», — это все, конечно, из детства. Самые сильные впечатления, самые мощные открытия, те времена, в которые мы еще могли соприкасаться с вечностью. Говорили с ней. (Смеется.) И я надеюсь, что это все сохранилось во мне сегодняшнем.

По сравнению с предыдущими релизами альбом «Небыло» — это, безусловно, ваш самый мягкий релиз. Хоть и не менее хулиганский. Но насчет планов на будущее: ведь все песни с «Небыло» — это уже известные хиты (кроме «Небесной печи» — к ней я вернусь чуть позже). Но сам альбом вы писали уже в измененном составе. По-вашему, как эти коллективные изменения отразились на звучании альбома?

— Они не могли не отразиться, так как в группу пришли новые люди, с новыми умениями, с новой философией в каком-то смысле. Поэтому этот альбом вышел как последствие такой притирки друг к другу.

Мы много репетировали, занимались написанием нового материала. И продолжаем это делать, естественно. Но выяснилось, что эти песни могут звучать совершенно иначе с новыми ребятами. И мы решили их записать… Это такой на самом деле би-сайд к сайд-стори, что называется.

Такая боковая штука. И я бы не относился к этой пластинке как к номерному альбому Tequilajazzz. Это такой вот… мы так развлекались, как, собственно, я много раз говорил об этой пластинке.

Мы развлекались — пластинка так и была закончена.

Вы как-то сказали, что у Tequilajazzz был какой-то запас материала, который вы по ряду причин не могли реализовать. Но, а что насчет самих способов реализации — идея акустического альбома давно витала в воздухе?

— Нет, все возникло совершенно случайно! У нас спонтанно возникла акустическая программа, возникли какие-то полутайные концерты. Потом они уже стали не полутайными — мы уже открыто их афишировали. Ну и просто хотели саму программу как-то зафиксировать. Я к ней возвращаться вряд ли захочу. Это была пластинка. Ее презентация послужила окончанием этой стадии.

Мы прошли эту стадию, и это прекрасно. Мы посмотрели немножко по сторонам, отошли в сторону от основной дороги. Это всегда полезно.

Закрывает альбом «Небесная печь». Расскажите, пожалуйста, побольше об этой композиции. О внутреннем подтексте спрашивать не буду. Но сама композиция стала вашей первой новой песней с 2009 года. Как она, собственно, родилась?

— Я так и знал, что кто-нибудь будет говорить о том, что «это первая песня, появившаяся, ля-ля-ля-ля». (Смеется.)

На самом деле эта песня появилась совершенно случайно. Вернее, она появилась из необходимости поставить какую-то точку в этом альбоме. Какое-то резюме. Какое-то поствысказывание. Послесловие. Коль скоро в предыдущих альбомах у нас не было таких песен, которые бы пошли в качестве послесловия, пришлось мне взять тайм-аут у ребят, на пятнадцать минут, и быстро ее сочинить, специально для этого альбома — чтобы была не столько мысль… сколько набор всевозможных образов, в которых, во-первых, есть самоцитаты. Довольно большое количество. Такая микрообъяснялка. Хотя объяснять там, собственно, нечего. Как говорится в известной поговорке, «если надо объяснять, то не надо объяснять». Здесь примерно такое резюме. Знаете, как в театре послесловие — выходит автор и что-то такое говорит. Вот и всё.

Но песня родилась за пятнадцать минут, и, конечно, я ее не рассматривал в ключе «первая песня за девять лет у Tequilajazzz — ля-ля-ля». (Смеется.)

По аналогии. На «Небыло» вы записали акустическую версию, а не думали ли вы насчет записи ее же на следующем альбоме, но уже в вашем классическом инварианте?

— Конечно нет. Эта песня специально написана для нашей пластинки. И она, помимо прочего, еще рифмуется с нашими предыдущими работами.

Поскольку такая интродукция и выход из пластинки — их можно найти и на других наших альбомах. Начиная с «150 миллиардов шагов» такие вещи у нас присутствуют на каждом альбоме. Они и выводят их из разряда обычных рок-альбомов в разряд немножко концептуальных пластинок.

© ИТАР-ТАСС/ Эмиль Матвеев

Вам, как исполнителю, ближе живые выступления. Помню даже в одном из интервью вы говорили о том, что они дают возможность зрителям проследить рождение музыки. Вопрос, собственно, такой: насколько я знаю, Полли Джин Харви в преддверии записи своего последнего альбома давала фанатам возможность посетить репетиции коллектива — естественно, на условии сбора всех записывающих устройств. Вы, как музыкант, как относитесь к подобной практике?

— Прекрасная практика. Если бы все не ходили с телефонами вечно, не делали бы спойлеры, то она бы могла быть более обширной, конечно. Но в наше время, когда каждый хочет себя увековечить путем обнародования шпионской информации, это, конечно, не очень удобный момент. (Смеется.)

Но все равно я прекрасно отношусь к этому. Чем больше разных путей для реализации — тем лучше. Тем более если делать это без классических раздуваний щек и нагнетания «триллера», как некоторые рок-музыканты перед выходом очередной пластинки, говоря: «Вот мы записали все тайно, на острове».

Это прошлый век в прямом смысле. И мы сами по этому пути идти не собираемся — вы скоро увидите почему.

Вы как группа еще известны благодаря многолетнему сотрудничеству с Feelee Records. Помню, как Миша Козырев в интервью с Игорем Тонких провел очень хорошую параллель, сравнив ваши отношения с лейблом с теми, что были у Depeche Mode и Mute. Почему этот случай стал исключением?

— Ну тут нужно сказать, что Feelee как фирма грамзаписи прекратила свое существование.

Насколько знаю, фирма выпускает какие-то релизы, но, опять же, те же переиздания…

— Как фирма записи они не выпускали ничего нового с начала 2000-х. В Feelee много для нас сделали. Но сейчас они, увы, не функционируют как фирма грамзаписи. Они работают как промоутеры и организаторы концертов, и отмечают в этом году свое тридцатилетие, с чем мы их сердечно поздравляем. Но на данный момент никакой издательской деятельности они не ведут.

Пару лет назад вы сообщили, что хотите собрать оригинальный состав для перезаписи «Целлулоида». В этом году альбом как раз отмечает свой юбилей. Я знаю, что вы не любитель говорить о будущем. Поэтому такой вопрос: чем вы заняты сейчас?

© ИТАР-ТАСС/ Эмиль Матвеев

— Мы уже сделали live-версию альбома «Целлулоид», отыграв его от первой до последней ноты на концертах. И мы хорошо к этому готовились. В принципе мы готовы зайти в студию, как только наступит нормальное время (нормальное время — это осень/зима). Мы, конечно же, сделаем это наконец. Потому что давно пора.

Если говорить о новом альбоме… Ведь, насколько я знаю, в последние несколько лет вы достаточно много путешествовали — какое-то время жили в Индии. Как результат — насколько изменения в вашей жизни повлияли на видение этой работы?

— Все события в нашей жизни влияют как-то на что-то. А такие мощные события, как путешествия на край земли или на высочайшую точку планеты, конечно, влияют. Безусловно, в этом найдется отклик. Хотя это в большей степени отразилось на работах Zorge и «Оптимистики» в последнем. Но в силу того, что я занимался этими двумя группами, нежели Tequilajazzz.

Рассуждая глобально — есть ли какой-то опыт, который вы хотели бы передать слушателям? Или ваше творчество — это прежде всего ваш личный взгляд на вещи?

— Да, безусловно, творчество предполагает собственный взгляд на вещи. Но я далек от мегаломании. И от переоценки собственной личности, ее значимости в истории и так далее. Я просто иду своим путем, и упаси меня Господь вдруг когда-нибудь взять на себя какую-то мессианскую роль. Я делюсь какими-то своими вещами… уже довольно долго. Вот и всё.

В этом году вас ждет еще одна знаменательная дата. А именно — 25-летие коллектива. Небольшой флешбэк к началу вашей деятельности. Я часто спрашиваю интервьюируемых о первом концерте — этих впечатлениях, драйве и т. д. Но вопрос такой: стоя на сцене «Там Там» и играя свой первый концерт, вы могли представить, что Tequilajazzz как проект растянется на двадцать пять лет?

— Двадцать пять лет… Я не думал, конечно. И вряд ли кто-то думал в такие минуты о таком долгом периоде времени. (Смеется.)

По сути тогда вы приобрели ваших первых фанатов. Насколько я представляю, ваш репертуар на тот момент — это песни из будущего альбома «Стреляли?». Но впоследствии вы достаточно сильно поменяли звук. Что стало причиной этих изменений и не было ли у вас подспудного страха, что фанаты не воспримут новых Tequilajazzz?

— Страха не было никогда. Наши концерты менялись незначительно за эти годы. Какие бы мягкие альбомы мы бы ни записывали, на концертах ранние песни присутствуют всегда. Не все песни появлялись в концертных программах, они просто находили свое место, и, таким образом, практически все наши концерты являли собой ретроспективную подборку песен. Начиная от первых и заканчивая последними.

То есть какое-то количество песен с каждого альбома проникало в программу и там оставалось долгие годы, но это далеко не все песни. Так что здесь нужно понимать разницу между концертной деятельностью и альбомной — это совершенно разные вещи, и, записывая каждый новый альбом в каком-то другом ключе, мы ни разу на него не переключались.

За исключением презентации альбома «Небыло» в этом году. Но в этом случае выступление делилось на две части: первую часть концерта мы играли тихо и нежно, исполняя акустический альбом. Вторую половину концерта мы играли так, как будто альбом «Вирус» вышел только что.

Так что на концертах, а наши поклонники об этом знают, всегда можно было услышать старые песни и нормально под них брутально поскакать. В этом отношении появление в наших альбомах каких-то лирических и метафизических элементов совершенно не влияет на то, что в реальности происходит на наших концертах.

В июле вы опубликовали на сайте Zapal Records сообщение о готовящемся трибьют-проекте для фанатов коллектива. Соответственно, вы предлагали вашим фанатам интерпретировать творчество Tequilajazzz в самых разных проявлениях. Расскажите, как пришла идея, насколько эта «акция» удалась и как вы планируете каталогизировать творчество фанатов?

© youtube.com

— Идея только реализуется. Процесс еще длится. По сути, он только начался и продлится до пятого ноября. Уже поступает большое количество работ, причем самых различных. Мы знали, что наша музыка вдохновляет людей не только на песенное творчество, но и какие-то другие вещи. И не ошиблись. У нас уже есть не только кавер-версии, но и картины, и даже одна научная работа, которая вообще никак не связана с музыкой. Но, по словам автора, создана под вдохновением.

Сразу задам вам вопрос о гастролях. Чего стоит ожидать фанатам от ваших туров в октябре/ноябре? Нет ли в планах представить что-то из нового материала?

— Не буду открывать полностью карты. Я могу сказать точно, что, как и положено юбилейному туру, он будет связан с большой, крупной и подробной ретроспективой. Так как эти концерты будут охватывать все двадцать пять лет жизни нашей группы.

Поэтому нельзя исключать и то, что это последнее, что там появится. Но пока я карты открывать не хочу — дело к осени, а осенью, когда начнется сбор урожая на планете, точно так же он будет собираться и в музыкальным пространстве. Так что нужно немножко подождать.

На альбоме «Стреляли?», помимо всех ваших ранних хитов, вышел кавер на композицию «No More Heroes» группы The Strangles. Как считаете, прошли ли времена великих рок-н-ролльных героев, или самое интересное еще впереди?

— То, что всё замерло, — это совершенно очевидно. Сейчас великих рок-н-ролльных героев нет. Такое время. То же самое наблюдается и в джазовой музыке, и в любом другом стиле. В истории музыки такие периоды случаются. Так что я думаю, что скоро появится кто-то. Уже нагнетается ситуация в пространстве. В предгрозовом пространстве, так что — кто-то должен появиться. И может быть, с неожиданной стороны — как это и положено.