Сегодня на вокзальной площади в Екатеринбурге прошел митинг трудящихся в поддержку Владимира Путина. По разным оценкам, в нем приняло участие от 6 до 15 тысяч человек. На мероприятии побывал фотокорреспондент Ридуса.
И хотя название акции было вполне нейтральным: «Трудяга Урал – за сильную Россию», всем ее участникам – равно как и журналистам, участвующим в ее информационном освещении – было очевидно, что на самом деле это был своеобразный вотум доверия действующему премьеру.
На этой неделе в Кемерово уже прошло подобное мероприятие, причем в нем принимал личное участие сам премьер, но оно было организовано на территории одного из местных заводов и поэтому носило более закрытый характер. Здесь же, в уральской столице, любой желающий мог прийти на привокзальную площадь, чтобы выразить свою поддержку курсу Путина и его президентским амбициям.
До конца не было ясно, появится ли сам премьер, но в гостинице напротив категорически запретили фотографировать из окон. Предполагаемое количество участников оценивалось в 15 тысяч человек – в первую очередь, представителей трудовых коллективов Екатеринбурга и промышленных центров области, которые должны были показать стране и миру, что в России, кроме московского «среднего класса» – основной движущей силы недавних протестов, существуют мощные силы, искренне поддерживающие действующую власть и ее лидера. Наш корреспондент побывал там сегодня и постарался максимально объективно и непредвзято понять, насколько эту идею удалось воплотить в жизнь.
Екатеринбуржцы называют привокзальную площадь «Варежка». Посреди ее, между зданием вокзала и гостиницей, стоит памятник труженникам тыла. Один из рабочих, запечетленный в бронзе, протягивает вперед, в направлении гостиницы «Маринс-Парк-Отель», могучую длань в не менее могучей рабочей рукавице. Отсюда и «Варежка».
Вообще-то, традиционно в Екатеринбурге политические акции проводятся совсем в других местах, а Варежка используется в качестве привокзальной парковки. Но не в этот раз – еще с ночи весь транспорт был эвакуирован, установлена сцена, металлические ограждения и рамки. И несколько полевых кухонь – всем участникам митинга было обещано горячее питание и чай. Из мощных динамиков доносились песни про молодого парня, вышедшего в донецкую степь, любовь к жизни и прочие хиты 1940-1970 годов.
Согласно опубликованным анонсам, митинг должен был начаться в 14.00 и продлиться полтора часа. Первые колонны автобусов стали подъезжать примерно в 12.30. Они останавливались в районе расположенного вблизи автовокзала, откуда организованные группы трудящихся со знаменами и транспарантами двигались на площадь. Кроме того, многие приехали на специально организованных электричках – в частности, журналисты встретили одну из них, которая привезла рабочих из Нижнего Тагила. Заводчане с удовольствием позировали фотографам и операторам, не забывая выкрикивать свой «фирменный» боевой клич: ТАГИИИЛ!
Приехавших на платформе встречали девушки в белых накидках с надписью «рабочий комитет» - они показывали направление, в котором следовало двигаться, чтобы попасть на площадь.
Среди приехавших в тагильской электричке были и не вполне трезвые граждане – их сурово отчитывали дамы-организаторши, закутанные в массивные меховые шубы. Заодно они не забывали отчитывать и фотографов, осмелившихся снимать их недостаточно сознательных подопечных. Хотя мужиков можно понять – путь на электричке занимает два с половиной часа, а еще предстоит стоять на морозе! Но следует отметить совершенно объективно, что пьяных были буквально единицы.
Постепенно площадь более-менее заполнилась народом, и ровно в 14.00 организаторы объявили со сцены, что митинг, посвященный защите трудового народа от поползновений «гламурных блогеров», объявляется открытым. Вслед за этим на сцене появился любимый певец премьера Николай Расторгуев, спевший про Россею, батяню-комбата и еще пару своих бессмертных творений, и напоследок призвавший поддержать Владимира Владимировича Путина. Затем начались собственно выступления. Я не буду перечислять ораторов, ну разве что стоит упомянуть знаменитого тагильского рабочего Игоря Холманских, прославившегося тем, что во время прямой линии премьера с народом высказал желание «приехать разобраться» с несогласными с Болотной.
Собственно, нынешний митинг в Екатеринбурге, в немалой степени, следствие этого заявления – чуть позже кто-то из представителей оппозиции нелицеприятно отозвался о нем, за «человека труда» вступился несколько дней спустя лично Путин, и понеслось… «Эти гламурные бездельники оскорбили в нашем лице весь рабочий класс», «Пусть те, кто называет рабочих быдлом, посмотрят в зеркало», «Им не нужна стабильность», «Они хотят разрушить нашу страну» и т.д. Собственно, примерно в этом духе говорил каждый из выступающих, не забывая добавить в конце: «мы поддерживаем Владимира Владимировича Путина». Что характерно, всего два месяца спустя после парламентских выборов, никто даже не упомянул о поддержке «Единой России». Не было видно и ее символики. Впрочем, удивляться, наверное, нет смысла – в этом регионе «Партия власти» получила один из самых низких процентов поддержки.
Сменив ораторов, на сцену поднялась Надежда Бабкина, спев про валенки, рябину и прочую развесистую клюкву. В первых рядах ей подпевали пожилые женщины в меховых шапках и пуховых платках. (Пенсионеров вообще оказалось на удивление много – не менее трети присутствующих). Во время исполнения народных песен в организаторы кидали в толпу рукавицы – предполагалось, что они символизируют рабочий класс. Ну и митинг «под Варежкой» заодно. Закончила Бабкина исполнением гимна России и все теми же призывами поддержать Владимира Владимировича.
В конце была принята резолюция митинга, основным сюрпризом которой стало объявление даты следующего, уже общероссийского митинга «в поддержку рабочего класса» – на этот раз в Москве, 25 февраля. Затем ведущий со сцены объявил об окончании мероприятия и призвал собравшихся сдавать полученные руковицы специальным активистам с большими картонными коробками, чтобы отправить их, как посылки от уральских труженников московским гламурным оппозиционерам. (Позже наш корреспондент видел несколько таких коробок. На них было написано: Москва, Навальному. Они были абсолютно пусты).
В заключение собравшимся сообщили, что автобусы ждут их на том же месте, куда их привезли, и что далее запланирована культурная программа во Дворце культуры. На этой радостной ноте митинг завершился. На часах было 14.58. Путин так и не приехал.
После мероприятия один из знатоков местной политической «кухни», присутствовавший на митинге в качестве наблюдателя, поделился своими впечатлениями: «На мой взгляд, это провальная акция. Бюджет составлял, по официальным данным, 15 миллионов рублей, а организаторы смогли вывести на площадь только 5-6 тысяч человек, и львиная доля из них – пенсионеры. На мой взгляд, причина в том, что федеральные власти по-старинке продолжают считать Урал пролетарским краем, в то время, как сейчас лишь 15% населения реально занято в производстве. Посмотрите на Екатеринбург – это типичный современный постиндустриальный город, а в Москве слишком многие все еще продолжают мыслить категориями 20-30-летней давности».
От автора: У меня сложилось двойственное впечатление от увиденного. Мне приходилось снимать сотни митингов, в том числе и митинги «Единой России» - здесь я увидел, как мне показалось, значительно меньше фальши и откровенной показухи. Но, с другой стороны, сегодня я работал все время в районе сцены, куда попасть удалось с немалым трудом (охрана была, почему-то, не слишком доброжелательна к представителям прессы), оттуда я видел плотные ряды людей у барьеров. Мне показалось, что люди эти вполне искренни. В принципе, можно понять, за что они любят Путина – ведь вся их жизнь и скромное благополучие зависят от того, будут ли загруженны мощности их родных заводов, а этот фактор, в свою очередь, напрямую зависит от премьерских поручений. Я далек от того, чтобы осуждать подобную точку зрения лишь потому, что это в массе своей простые люди, занятые тяжелым физическим трудом, любящие «Любе» и Надежду Бабкину. Наоборот, я верю, что они во многом лучше нас, тех самых пресловутых «гламурных блогеров». Это впечатление я вынес из работы на «передовой» митинга. Но я беседовал позже с коллегами, работавшими на всей территории площади, они говорят, что там было совсем пусто и уныло. Очень может быть. В любом случае, это был лишь первый большой про-путинский митинг (острые на язык оппозиционеры уже обозвали его «путинг»), посмотрим, что будет 25 в Москве. А самое главное, что будет 5 марта.
См. также фоторепортаж пользователя Ридуса.