Политика

Митинга не будет, будет партия. Кто стоит за политизацией ислама?

12 564

Об этом заявил в четверг, 16 января, организатор акции, член Российского конгресса народов Кавказа Абакар Абакаров. Корреспондент «Ридуса» выяснял, кто стоит за организаторами несостоявшегося митинга и какие цели они преследуют.

Причины отказа Абакаров не назвал. Комментариев от мэрии Москвы пока не поступало. Впрочем, глава департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров еще загодя заявил, что «надеяться на согласование митинга организаторам не стоит».

Алексей Майоров © Александр Уткин/РИА Новости

Напомним, митинг против «исламофобии», на который организаторы обещали вывести до миллиона человек, был проанонсирован в декабре 2013 года.

Заявку на проведение мероприятия в мэрию готовили Российский конгресс народов Кавказа (РКНК) и организация под названием «Союз справедливых» из Дагестана. Организаторы акции, представитель РКНК Абакар Абакаров и представитель СС Мухаммад Хирамагомедов заявили о намерении выступить в защиту адвоката Мурада Мусаева. Довольно одиозного, к слову сказать, человека. Но на самом деле они уже выступили в его защиту.

Приквел

Митинг в защиту Мусаева прошел еще 29 ноября минувшего года в Махачкале в районе Издательства, где обычно взрослые люди собираются и играют в шахматы на лавочках. Там были сказаны «интересные» вещи… Нашим соответствующим службам стоит посмотреть запись этого митинга на «Ютубе».

В частности, по словам Абакарова, он не собирается просить власть. Он собирается требовать. Требовать от власти «свою долю». А «губа — не дура», как говорится — требуют очень многого.

В резолюции Абакаров озвучивает целый букет требований: от недовольства запретом на ношение хиджабов в школах и возмущения противодействием строительству мечетей до констатации слишком требовательного отношения к хулиганскому поведению земляков.

Формально поводом для митинга послужило «давление» на адвоката Мурада Мусаева, известного участием в ряде скандальных уголовных процессов, в частности, деле об убийстве полковника Буданова. Собственно и главным, первым в большом списке было требование «немедленно закрыть дело чеченца Мусаева». Но почему митинг в поддержку Мусаева проходил в Махачкале, а не в Грозном?

Глава Чечни уже дал свои комментарии по этому поводу, в которых Мусаеву он, в принципе, посочувствовал, но очевидно, в кулуарных беседах с представителями семьи Мусаевых чеченцам было рекомендовано не участвовать в таких собраниях. Собственно, они и не участвовали. Дальше «ребята работают сами».

Мурад Мусаев © Алексей Ничукин/РИА Новости

Абакаров позиционирует его (Мусаева) именно как представителя кавказской элиты, защищающего интересы кавказцев, сознательно выводя этот конфликт адвоката со следствием в межнациональную и вдобавок еще межконфессиональную плоскость. Далее идет целый букет откровенно религиозно-политических требований от светского государства, в том числе и территориальные претензии на Ставрополье и Краснодарский край. Абакаров заявляет при этом, что право на это ему дано Богом. Это одна из мыслей, которыми в средние века, во время бурного развития теологической теории возникновения государства, церковная власть противопоставляла себя светской.

В выступлении Хирамагомедова, помимо прочего, промелькнула еще одна интересная деталь. Случайно или нет, но он упомянул об американском ораторе Малкольме Икс. Голливудский фильм 1992 года с одноименным названием с Дензелом Вашингтоном в помощь читателю.

Хирамагомедов Мухаммад. Скрин с Youtube.com

«…Я обвиняю белого человека в том, что он самый преступный убийца на земле. Что он самый злостный похититель на земле. Нету в этом мире места, куда бы он принес гармонию. Где бы он ни появился, несет с собой разлад, разрушение…», — с этих слов начинается голливудский фильм «Малкольм Икс», о котором говорит в своем выступлении соорганизатор митинга Мухаммад Магомедов. В этом фильме главный герой проходит весь путь к вере, через испытания силы духа и находит себя не просто в исламской проповеди, а в агрессивном, политическом противопоставлении ислама всему остальному, черного — белому и так далее.

В фильме один из ораторов произносит пламенную речь, в которой говорит что чернокожим не дают пользоваться естественными правами, что они люди второго сорта, которых называют «нигерами». «Почему все могут чувствовать себя в этом обществе хорошо, кроме нас?», — задается вопросом оратор и сам же отвечает: «Черным нужно самим управлять своей судьбой».

То же самое прозвучало и на митинге в Махачкале из уст выступающих: «Мы для них люди второго сорта, мы не должны просить, мы должны требовать. Требовать то что нам принадлежит от Бога… Кто мы, второсортные люди или полноправные граждане имеющие Богом данные права?»…

Организаторы

Интересно участие во всей этой истории РКНК. Вроде бы эта организация не поддержала все эти выступления, но ее официальный представитель Абакаров, всячески подчеркивающий свою принадлежность к РКНК, никаких последствий явно не имел за свой оппортунизм. Председатель президиума РКНК Алий Тоторкулов назвал обещанный Абакаровым митинг «провокационным», но самого Абакарова вроде как провокатором и не называл…


Алий Тоторкулов. Скрин с Youtube.com

Вместе с тем личность самого Абакарова весьма занятна, многие называют его за глаза «авантюристом». По информации автора, Абакар Абакаров ранее занимался строительным делом. Он построил несколько объектов, не позаботившись предварительно, о разрешительной документации и его дело рухнуло.

О соорганизаторе же несостоявшегося митинга, Мухаммаде Хирамагомедове известно и того меньше. Заявился он от «Союза справедливых», организации, известной защитой подозреваемых в пособничестве участникам незаконных бандформирований в Дагестане. Он и сейчас, как сообщают СМИ, находится под подпиской о невыезде, по подозрению в 282-й…

Оба, в общем, довольно туманные личности, и не очень понятно, что их связывает. Именно потому есть большая вероятность, что оба не самостоятельны. Но кто же за ними стоит?

Политизированный ислам

Лидер РКНК Тоторкулов буквально через неделю после митинга в Махачкале заявил, что «нужно создавать религиозные партии».

«Раз либералы имеют право создавать партию и вести нас в еще непонятное нам будущее, то почему христианам и мусульманам нельзя строить рай на земле? — задался вопросом Тоторкулов. —  По моему мнению, христианско-демократическая партия будет ничем не хуже либерально-демократической партии, равно так же, как и мусульманская социально-демократическая партия».

Вместе с тем политолог Владимир Новиков считает неуместными ни данное мероприятие, ни вообще излишнюю политизацию религий: «Если мы говорим о той ситуации, что сейчас складывается, то видим, что в Москве произошла целая серия провокаций. С одной стороны, в „Ютубе“ появилась запись сожжения Корана. С другой — инцидент на Красной площади с мусульманскими молитвами с крыши Казанского собора. Кажется, что реализуется так называемая „стратегия напряженности“, известная по некоторым европейским странам, например, Италии в 70-х годах прошлого века, которую захватила волна ультраправого и ультралевого террора. Как показали дальнейшие расследования, и за правыми, и за левыми экстремистами стояли одни и те же политические силы, которые хотели переконфигурировать политический ландшафт страны».

По мнению эксперта, сегодня, «какие-то весьма специфические альянсы сил внутри и вне нашей страны с большой вероятностью хотят повторить тот итальянский опыт, манипулируя радикалами с двух сторон».

Мурад Кахриманов. Фото из личного архива

«Ислам (как и другие религии) сегодня оказался крайне политизирован, — считает Мурад Кахриманов, адвокат и общественный деятель, этнический дагестанец. —  Но мне бы не хотелось, чтобы ислам ассоциировался с митингами, хочется, чтобы хороший адвокат, например, или любой другой специалист, будучи специалистом в своей сфере, оказывал посильную помощь ближнему. И если он при этом посещает церковь, или мечеть, то это еще один плюс к социальной ответственности, которая должна быть у каждого образованного человека. Ходить на митинги и жаловаться в микрофон как все вокруг плохо, считаю не конструктивным».