Российскую семью спасет материальная заинтересованность. Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, в котором председательствует Елена Мизулина, разработала новую концепцию семейной политики, среди идей которой – предложение выдавать бабушкам и дедушкам при рождении четвертого или последующего внука по сто тысяч рублей.
"Материальная заинтересованность станет стимулом больше заботиться о внуках, чтобы разгрузить их родителей", - поясняет Елена Мизулина. Она убеждена, что дети, выросшие в контакте с обладающими стотысячным капиталом бабушками, менее агрессивны, лучше социально адаптированы и вообще благополучны.
"Семьи поддерживать надо, но при чем тут бабушки и дедушки?", - недоумевает директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов, который знает в нашей стране огромное количество дедушек, злоупотребляющих алкоголем, более тесное общение с которыми вряд ли благоприятно скажется на внуках, и вероятность того, что дети после этого станут "менее агрессивными и лучше социально адаптированными", очень мала. Что-то подсказывает директору, что эти сто тысяч будут тратиться не по назначению, по крайней мере, явно не на внуков и не на укрепление семьи.
"Российская газета" пишет, что не занятый в разработке новой концепции семейной политики эксперт полагал бы более разумным направить деньги на развитие социальной инфраструктуры: доступности детских садов и поликлиник, создание и развитие спортивных и творческих клубов для детей, кружков, которые были бы одинаково доступны для ребят из семей с разной материальной обеспеченностью.
О том, что не все российские бабушки и дедушки физически доживают до момента появления внуков, тем более четвертых и последующих, размышляет завкафедрой труда и соцполитики Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России Николай Волгин.
"Любая помощь семьям с детьми хороша, особенно если учесть, что они чаще всего попадают за черту бедности, но механизм поддержки через "дедушкин капитал" мне кажется не очень продуманным, справедливым и целесообразным", - считает он.
Ученый предполагает, что у одной бабушки могло быть 10 детей, у второй – один – "и для этого могли быть более чем объективные причины", а "мы ставим пожилых людей в неравные условия". Но и это еще не все: в случае, если бабушка с дедушкой исповедуют популярный ныне "западный подход" - "мы детей вырастили, а они теперь пусть сами растят своих детей, а мы будем своими делами заниматься" - то деньги и вовсе окажутся выброшенными на ветер и никак не оптимизируют взаимоотношения поколений.
А демограф Никита Мкртчан вообще высказался против любых мер материального стимулирования рождаемости. Мкртчяну сомнительна целесообразность даже "материнского капитала": в нормальных семьях решение о рождении детей принимается вне зависимости от наличия или отсутствия этой выплаты.