Кино

ММКФ: автор «Ассы» заменил Цоя на Басту, а лилипутов на аутистов

0 1255

«Ке-ды»

Россия, реж. Сергей Соловьёв, в ролях: Николай Суслов, Аглая Шиловская, Илья Нагирняк, Даня Гавриленко, Василий Вакуленко.

Юноша, про которого все говорят, что он вылитый Мик Джаггер, перед уходом в армии решает прикупить себе кеды: «Кеды ведь не девушка, они меня бетон дождутся». Но у него заусеница между пальцами, а потому сперва ему бы лучше сходить в педикюрный кабинет — молодая сотрудница которого неожиданно проникается к пациенту симпатией и «ни с того, ни с сего» проводит с ним оставшееся до призыва время.

Трейлер фильма «Ке-ды»

У Московского кинофестиваля давно уже нет никакой концепции по поводу того, каким фильмом открываться, а каким — закрываться: что под рукой — то и прекрасно. Ещё лучше, если это будет премьерный показ какого-нибудь голливудского суперхита — да с какой-нибудь суперзвездой типа Брэда Питта, которую можно с помпой провести по красной дорожке. Неважно даже, что «Трансформеры» оказываются причастны к аварии на Чернобыльской АЭС: всё равно гости фестивального открытия после официальной части спешат, как правило, на пышный банкет — так что сам фильм нужен, в принципе, только для галочки.

Не то ныне. На этот раз иностранных звёзд с неба решили не хватать — благо Год российского кино и очень кстати свою новую картину закончил Сергей Александрович Соловьёв, всеми уважаемый классик и во всех отношениях приятный человек. И совершенно неважно, что его «Ке-ды» — фильм вызывающе плохой: его, опять же, даже и смотреть не обязательно, ибо те самые «галочки» и без того сами собой проставляются в любом необходимом количестве.

Сергей Соловьёв на съёмках фильма «Ке-ды»

О творческих достижениях знаменитого САСа рассказывать здесь, наверное, не стоит: «Сто дней после детства», «Асса», «Нежный возраст» — за плечами выдающегося автора несколько если и не великих шедевров, то совершенно замечательных картин, мало того, что отмеченных многими профессиональными призами, так ещё и вовремя нашедших своего зрителя. Два года назад Соловьёв отмечал своё 70-летие — чем повторяться, адресуем читателя к похвальной нашей статье в его честь и славу.

Сейчас важнее напомнить, что помимо прочего Соловьёв несколько лет и сам был Президентом ММКФ — проведя, в частности, один из лучших (если не самый лучший) фестивалей последних двух десятилетий: в 1997-м году. В память об этом его уже звали при Михалкове членом жюри, но вот вспомнили вновь — коли, опять же, выпал такой превосходный повод.

Кадр из фильма «Ке-ды»

К тому же не каждый фильм из новых начинается с посвящения выдающимся кинематографистам Михаилу Калатозову и Сергею Урусевскому, «создателям нового российского кино», в неизгладимой любви к которым (и в особенности к их главному шедевру) признаётся, как правило, каждый кинематографист соловьёвского поколения. Дань великой отечественной традиции — это отлично, но режиссёр идёт ещё дальше, в свойственной ему манере ставя себя на одну полку с великими предшественниками: ведь совсем уж редкое кино начинается (да и заканчивается тоже) с титра, что фильм этот снят «как бы при участии Татьяны Самойловой, Алексея Баталова, Николая Черкасова, Татьяны Друбич»!

Взглянуть издалека — достойнейший ансамбль! Однако всё упирается всего лишь в несколько киноцитат. Принципиальная из них одна — классические проводы из «фильма про птичек» («Летят журавли»), которые Соловьёв беззастенчиво монтирует со своим (довольно скудным) материалом, добавляя для ясности (и, опять же, дважды) титры: «Август 1941» / «Октябрь 2015″, — и уж чтоб совсем никто не сомневался: „Только бы не было войны“. Кто ж будет спорить с этим заветом, в своё время воспетым (среди прочих) и уже упомянутым Михалковым.

Кадр из фильма „Ке-ды“

В противовес этому или в пандан (как любит выражаться сам САС) „прекрасно“ раскрытая военно-патриотическая тема имеет свою незабываемую эмоциональную точку: давая залп из танка, новобранец кричит пламенное: „За Родину! За Путина! Но пассаран!“ Хотя по словам писателя Андрея Геласимова, чей рассказ лёг в основу данной картины, „никаких политических там задач не ставилось“. С чем согласен и сам режиссёр, уверяя, что если у него и была какая-то „концепция“, то она заключалась разве только в том, что „нам всем нужно бы остаться живыми“.

Нельзя не обратить внимания и на титр, сообщающий, что фильм создан при поддержке „Союза охраны психического здоровья“ — в контексте фильмографии Соловьёва, обожающего употреблять слово „маразм“, этот факт, бесспорно, смотрится вызывающе, прям до ёрничества. Только вот никакой шутки тут теперь нет: в ленте широкими мазками заявлена тема детей-аутистов. И речь не о взрослом герое, про которого говорят, что со стороны он похож „на психически больного, если честно“, а буквально о маленьком мальчике, которого, по словам матери, „не до конца прислали“. „Мы все в какой-то степени, конечно, дауны“, — восторженно мотивирует эту линию режиссёр, убеждая слушателей, что „они все“ такие же, как мы, „только лучше“ (а уж самым великим из даунов был вообще, по его мнению, Иннокентий Михайлович Смоктуновский).

Россия. Классика. Традиции. Молодёжь. Аутисты. Армия. Экранизация. Саундтрек. Куда ни плюнь — не найдёшь фильма лучше. А между тем смотреть это невыносимо.

Стихо-трейлер фильма „Ке-ды“

"Такой молодой, а уже набитый штампами и стереотипами», — характеризует героиня при первой встрече нового знакомого. К сожалению и к прискорбию, фраза определённо нуждается в корректировке — по отношению к самой картине, создатель которой не молод, но по-прежнему валяет привычного дурака, выезжая на давно наработанных и отживших своё шаблонах.

Снятый в маятном монохроме с редкими цветовыми пятнами, «Ке-ды» имеют все привычные приметы «фильма Сергея Соловьёва»: многочисленные и «абсурдно-забавные» интертитры («Сексуальный ботан», «Красная афёра», «Туё-моё с бандурой» и пр.), игры со звуком, примитивная анимация, отвлечённые философствования (про то, например, как кеды «связывают Обаму, Порошенко, Путина в один плотный исторический узел», который ни разорвать, ни разрушить) и отдельные приколы (почему портрет Джона Леннона «в ящике»? — «Судьба у него такая»).

Не имеют «Ке-ды» только смыслового стержня внутри — который если и маячил на каком-то этапе, то по пути очевидным образом выпал из виду.

Баста на съёмках фильма «Ке-ды»

Цоя, БГ и Шнура заменил теперь новый «герой нашего времени» — Баста, чьё раскрашенное имя в титрах значится самыми крупными буквами. Он тут и на правах одного из продюсеров, и автор саундтрека, и сам появляется в кадре — в роли недалёкого военкома, пришедшего забирать пацана в армию, но позволившего запудрить себе голову гоном про девичьи трусы и те самые кеды (отсутствию трусов, кстати, тут также уделено особенное внимание).

Баста, поверим, популярный музыкант, и что уж тут поделать, раз его самолюбие возжелало полнометражного клипа от самого Сергея Соловьёва. Увы, сотрудничество с рэпером не вытащило мэтра из более чем десятилетнего творческого болота — хотя и позволило ему остаться ещё на какое-то время на плаву, среди действующих российских режиссёров (что, признаем, по сути своей вовсе даже неплохо).

«Тут очень важно в этом деле, чтобы возникала какая-то совместная ворожба», — считает сам Соловьёв, и хорошо, что хотя бы соучастники этого дела своей ворожбой остались довольны. Зрителям — и фестивальным, и самым простым — придётся теперь с этим просто смириться.

Титр фильма «Ке-ды»