Великими гостями из-за рубежа ММКФ на этот раз не балует — не считать же за такового американца Пола Фига, приехавшего раскручивать возрождённых «Охотников за привидениями». Визит прославленного Карлоса Сауры — счастливое исключение для киноманов.
Представлять мэтра можно долго и самыми восторженными словами — но всё же обойдёмся без томительной биографической справки. На Московском кинофестивале, специально к визиту классика, подобрана небольшая ретроспектива «Карлос Саура в музыке», в которую вошли четыре картины: «Танго» (показ ленты завершился творческой встречей с художником), «Я, Дон Жуан», «Фламенко, фламенко» и не столь давно выходившая (что особенно приятно) в российский прокат «Аргентина». Конечно, программа могла бы быть существенно больше: на пресс-конференции с мастером вспоминали и его «Кровавую свадьбу», и — особенно — новаторскую версию «Кармен», в которой режиссёру пришла идея «смешать фламенко с оперой, раздвинув рамки этих жанров».
Интересно сейчас вспоминать: когда мы закончили съёмки «Кармен», я записал в своём дневнике: «Ну кому будет интересен этот фильм?..». Ты никогда не знаешь, понравится твоя работа или нет, этого не предугадать. Поэтому я в этом плане большой эгоист, так как считаю: если я делаю фильм, который по-настоящему нравится мне самому, то он обязательно понравится и кому-нибудь ещё.Трейлер фильма Карлоса Сауры «Кармен»
«Жить без музыки, — говорит Саура, — невозможно. Музыка — это то, что сопровождает меня всю жизнь с самого детства». Но для песни «Porque te vas», ставшей лейтмотивом великого фильма «Выкорми ворона» (в этом году, кстати, исполнилось сорок лет со дня его премьеры), мэтр употребляет другое слово: не «сопровождает», а «преследует». В очередной раз вспомнить неугасающий хит попросил режиссёра «КиноРидус»:
Эта песня не перестаёт меня преследовать все эти годы, по всему миру. Когда я её впервые услышал, популярным хитом она в Испании не была. Но мне песня понравилась, и я тогда ещё подумал, что обязательно стоит использовать её в новой картине про маленькую девочку. Я дал послушать песню своей жене (тогда ею была Джеральдин Чаплин), но та сказала: «Какой ужас! Не смей использовать её в фильме!». Тогда я пообщался с продюсером ленты — и он также сказал: «Какой кошмар, только не это». После этого я решил испытать песню на детской аудитории, поставил им — но и дети были единогласны: «Нет, нам не нравится».
Тем не менее, я настоял на своём и всё-таки включил «Porque te vas» в картину. После чего, как вы знаете, она имела огромный успех — причём в совершенно разных странах: во Франции, в Китае… Она до сих пор известна. Так что и тут — никогда не угадаешь, как всё сложится.
По-прежнему звучит сегодня эта песня и на нашем радио — как в оригинальной версии, так и в русскоязычной перепевке.
Фрагмент из фильма Карлоса Сауры «Выкорми ворона» с песней «Porque te vas»
В Москве 84-летний классик мирового кино во второй раз. Впервые он побывал здесь в начале 2000-х с персональной фотовыставкой. «Это был январь-февраль, было очень холодно, я никогда так не мёрз, — вспоминает Саура. — Но о людях у меня осталось впечатление совершенно противоположное: на контрасте с погодой все они были тёплые и душевные».
Мне близка русская культура, а уж если говорить о моём кинообразовании, то фактически я наполовину русский. Изучая кино, мы пересмотрели всю классику русского кино: Льва Кулешова с его знаменитым «Эффектом», Дзигу Вертова, всех остальных. Многие их находки подаются сейчас как нечто новое, придуманное вот только что, кем-то из наших современников — но не следует забывать, что на самом деле советское кино изобрело всё это очень давно.