Бортпроводник самолета — уникальная профессия — он психолог, помощник, а в экстренных случаях и спасатель в одном лице. Пассажиры не видят 90% работы этих людей. А между тем им есть, что рассказать.
Например, многие задаются вопросом, почему шторки иллюминаторов при взлете и посадке должны быть открыты?
Взлет и посадка — критические этапы полета. В такие моменты экипаж на борту должен быть особенно внимателен. Если шторки будут закрыты, ни мы, ни пассажиры не увидим, что происходит за бортом, говорит инструктор-проводник бортовой «Аэрофлота» Ольга Морозова.Так же из соображений безопасности в темное время суток перед взлетом в салоне отключают свет — в случае нештатной ситуации глаза быстрее адаптируются к внешнему освещению.
А вот отключают мобильные телефоны и прочие электроприборы согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO) после трагедии 11 сентября. Теоретически, телефоны могут повлиять на работу бортовых систем.
Справедливость данного предположения доказать не получается, однако ICAO решила перестраховаться — ведь даже один случай на миллион может обернуться трагедией.
Большинству пассажиров подобные ограничения кажутся нелепицей. Некоторые начинают возмущаться и отказываются подчиниться просьбам бортпроводников., А соблюдать требования необходимо ради безопасности всех пассажиров.
Зачастую, люди не отдают себе отчета в том, что находятся на борту транспортного средства, в замкнутом пространстве. Просьбы бортпроводников берутся не с потолка. Иногда приходиться прибегать к крайним мерам — высаживать пассажира с рейса. Но мы стараемся до этого не доводить, говорит старший борт-проводник экипажа Артем Куприянов.В таких случаях и включаются навыки психолога. Как правило, агрессия, истерика, перебор с алкоголем и прочие проявления неадекватного поведения являются следствием аэрофобии. Тут могут помочь простой человеческий разговор или успокоительные.
Артему доводилось выходить в рейс полный футбольных фанатов. И никого не пришлось высаживать: песни, кричалки и распитие — это хорошо, ребята, но на земле. Умение находить подход к любому пассажиру и изначальная расположенность к людям — одни из главных качеств бортпроводника.
Кстати, к проявлениям аэрофобии относится и традиция аплодировать экипажу при приземлении. Как правило, первые удары в ладоши, подхватываемые остальными, происходят во время касания взлетно-посадочной полосы. Но это, откровенно говоря, рановато. Напомним, что взлет и посадка являются критическими этапами полета.
После посадки на пробеге по ВПП (взлетно-посадочной полосе — прим. «Ридус») двигатели начинают реветь сильнее потому, что запускается реверс — создается обратная тяга и воздушное судно быстрее теряет скорость. К сожалению, авиапроисшествия и даже авиакатастрофы порой происходят из-за отказа реверса. Бывали случаи, когда негативную роль играл человеческий фактор — трагедия происходила из-за неправильного управления пилотами реверсом тяги. Вместо торможения самолет, наоборот, начинал набирать скорость. Аплодисменты уместны, когда самолет останавливается на перроне и на табло в салоне зажигается надпись, что можно отстегнуть ремни безопасности, говорит замдиректора международного сотрудничества и протокола, пресс-секретарьФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» Николай Ивашов.
Поводом для применения санкций может стать курение в туалете. Примечательно, что система предупреждения может сработать и по иным причинам, например, из-за применения лака для волос. Электронных сигарет это тоже касается.
Запрет на курение электронных сигарет — это скорее социальный аспект. Увидев дымок, возвышающийся над креслом где-то впереди, кто-то может подумать, что это обычная сигарета, и закурить, объясняет Ольга Морозова.Что касается забытых вещей: а оставляют паспорта, выпивку, сумки или, например, пару литровых банок черной икры. Все эти вещи передаются в камеру хранения, а не бортпроводникам.
Зато пассажиры частенько пытаются захватить вещи из салона самолета. Особенно часто это происходит на южных направлениях. По всей видимости, людям хочется поплескаться в море в ворованных спасательных жилетах. Приходится напоминать, что эти предметы являются собственностью авиакомпании и должны оставаться на борту.
Еще один миф гласит, что кошерная еда лучше. На деле, существует 15 видов специальной еды: халяльная, вегаетерианкая, экстремально веганская, детское питание и так далее. От кошерной же многие отказываются: в интернете пишут, что порции больше и продукты свежее. Действительно, порции больше, но увидев кошерный набор, многие просят выдать им стандартный. .
Не обходится в профессии бортпроводника и без суеверий. Железное правило «ничего не пришивать перед полетом».
Если оторвалась пуговица, подол платья или карман — подшивать перед рейсом нельзя. Надо аккуратно скрыть дефект, не прибегая к нитке и иголке, говорит Ольга Морозова.Это, пожалуй, единственная традиция, соблюдаемая неукоснительно уже долгие годы. Таким образом, если все-таки заметите прореху в наряде бортпроводника, знайте, это не неряшливость, а дань традиции.
Образ стюардессы, воспетый Владимиром Пресняковым, многих наталкивает на мысль об извечном женском соперничестве: кто краше? Но на деле это не работает. Эта профессия подразумевает командную игру и никак иначе. Тем более, каждый раз собирать команду приходиться заново.
Выходя на рейс, мы часто видим коллег впервые. Так что ни повода, ни, тем более, времени и сил, пытаться перещеголять кого-то нет. Элемент соревнования присутствует только на больших лайнерах с двумя проходами: кто быстрее пройдет. Но и скорость тут не главное, а — кто лучше обслужит пассажиров, говорит стюардесса «Аэрофота» Наталья Тиводар.Соперничества между сотрудниками авиакомпаний как такового тоже нет. Встретил в аэропорту ребят, к примеру, из европейской компании — построже выправка и дружеский привет в виде приложенной к головному убору ладони.
Европейские компании берут иностранных сотрудников крайне редко. А вот американцы, азиаты и арабы принимают на работу российских бортпроводников охотно. И дело тут не только в хваленой внешности русских девчонок. На рейсы в Иран, например, выходят исключительно мужские команды.
И напоследок пару советов от профи. Лучшие места находятся в середине салона, где расположены крылья самолета. Там меньше всего трясет. Идеальные места — у запасных выходов, поскольку там больше пространства для ног. Но туда сажают не всех: беременным женщинам, детям до 18 лет, инвалидам, пассажирам с животными, слишком тучным людям и тем, кто не владеет (в нашем случае) русским или английский языком такая роскошь не светит. Ведь безопасность превыше всего.