Авто Фоторепортаж

«Мне бы в небо» — о чем умалчивают бортпроводники

5 24273

Бортпроводник самолета — уникальная профессия — он психолог, помощник, а в экстренных случаях и спасатель в одном лице. Пассажиры не видят 90% работы этих людей. А между тем им есть, что рассказать.

Например, многие задаются вопросом, почему шторки иллюминаторов при взлете и посадке должны быть открыты?

Взлет и посадка — критические этапы полета. В такие моменты экипаж на борту должен быть особенно внимателен. Если шторки будут закрыты, ни мы, ни пассажиры не увидим, что происходит за бортом, говорит инструктор-проводник бортовой «Аэрофлота» Ольга Морозова.

Так же из соображений безопасности в темное время суток перед взлетом в салоне отключают свет — в случае нештатной ситуации глаза быстрее адаптируются к внешнему освещению.

А вот отключают мобильные телефоны и прочие электроприборы согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO) после трагедии 11 сентября. Теоретически, телефоны могут повлиять на работу бортовых систем.

1 Бортовой иструктор-проводник «Аэрофлота» Ольга Морозова © Антон Тушин/Ridus.ru

Справедливость данного предположения доказать не получается, однако ICAO решила перестраховаться — ведь даже один случай на миллион может обернуться трагедией.

Большинству пассажиров подобные ограничения кажутся нелепицей. Некоторые начинают возмущаться и отказываются подчиниться просьбам бортпроводников., А соблюдать требования необходимо ради безопасности всех пассажиров.

Зачастую, люди не отдают себе отчета в том, что находятся на борту транспортного средства, в замкнутом пространстве. Просьбы бортпроводников берутся не с потолка. Иногда приходиться прибегать к крайним мерам — высаживать пассажира с рейса. Но мы стараемся до этого не доводить,  говорит старший борт-проводник экипажа Артем Куприянов. 2 На тренировочной площадке Артем Куприянов наливает © Антон Тушин/Ridus.ru

В таких случаях и включаются навыки психолога. Как правило, агрессия, истерика, перебор с алкоголем и прочие проявления неадекватного поведения являются следствием аэрофобии. Тут могут помочь простой человеческий разговор или успокоительные.

Артему доводилось выходить в рейс полный футбольных фанатов. И никого не пришлось высаживать: песни, кричалки и распитие — это хорошо, ребята, но на земле. Умение находить подход к любому пассажиру и изначальная расположенность к людям — одни из главных качеств бортпроводника.

Кстати, к проявлениям аэрофобии относится и традиция аплодировать экипажу при приземлении. Как правило, первые удары в ладоши, подхватываемые остальными, происходят во время касания взлетно-посадочной полосы. Но это, откровенно говоря, рановато. Напомним, что взлет и посадка являются критическими этапами полета.

После посадки на пробеге по ВПП (взлетно-посадочной полосе — прим. «Ридус») двигатели начинают реветь сильнее потому, что запускается реверс — создается обратная тяга и воздушное судно быстрее теряет скорость. К сожалению, авиапроисшествия и даже авиакатастрофы порой происходят из-за отказа реверса. Бывали случаи, когда негативную роль играл человеческий фактор — трагедия происходила из-за неправильного управления пилотами реверсом тяги. Вместо торможения самолет, наоборот, начинал набирать скорость. Аплодисменты уместны, когда самолет останавливается на перроне и на табло в салоне зажигается надпись, что можно отстегнуть ремни безопасности, говорит замдиректора международного сотрудничества и протокола, пресс-секретарь
ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» Николай Ивашов. 3 Инструктаж © Антон Тушин/Ridus.ru

Поводом для применения санкций может стать курение в туалете. Примечательно, что система предупреждения может сработать и по иным причинам, например, из-за применения лака для волос. Электронных сигарет это тоже касается.

Запрет на курение электронных сигарет — это скорее социальный аспект. Увидев дымок, возвышающийся над креслом где-то впереди, кто-то может подумать, что это обычная сигарета, и закурить,  объясняет Ольга Морозова.

Что касается забытых вещей: а оставляют паспорта, выпивку, сумки или, например, пару литровых банок черной икры. Все эти вещи передаются в камеру хранения, а не бортпроводникам.

Зато пассажиры частенько пытаются захватить вещи из салона самолета. Особенно часто это происходит на южных направлениях. По всей видимости, людям хочется поплескаться в море в ворованных спасательных жилетах. Приходится напоминать, что эти предметы являются собственностью авиакомпании и должны оставаться на борту.

Еще один миф гласит, что кошерная еда лучше. На деле, существует 15 видов специальной еды: халяльная, вегаетерианкая, экстремально веганская, детское питание и так далее. От кошерной же многие отказываются: в интернете пишут, что порции больше и продукты свежее. Действительно, порции больше, но увидев кошерный набор, многие просят выдать им стандартный. . 

4 © Антон Тушин/Ridus.ru

Не обходится в профессии бортпроводника и без суеверий. Железное правило «ничего не пришивать перед полетом».

Если оторвалась пуговица, подол платья или карман — подшивать перед рейсом нельзя. Надо аккуратно скрыть дефект, не прибегая к нитке и иголке, говорит Ольга Морозова.

Это, пожалуй, единственная традиция, соблюдаемая неукоснительно уже долгие годы. Таким образом, если все-таки заметите прореху в наряде бортпроводника, знайте, это не неряшливость, а дань традиции.

Образ стюардессы, воспетый Владимиром Пресняковым, многих наталкивает на мысль об извечном женском соперничестве: кто краше? Но на деле это не работает. Эта профессия подразумевает командную игру и никак иначе. Тем более, каждый раз собирать команду приходиться заново.

Выходя на рейс, мы часто видим коллег впервые. Так что ни повода, ни, тем более, времени и сил, пытаться перещеголять кого-то нет. Элемент соревнования присутствует только на больших лайнерах с двумя проходами: кто быстрее пройдет. Но и скорость тут не главное, а — кто лучше обслужит пассажиров, говорит стюардесса «Аэрофота» Наталья Тиводар. 5 Стол наркыт © Антон Тушин/Ridus.ru

Соперничества между сотрудниками авиакомпаний как такового тоже нет. Встретил в аэропорту ребят, к примеру, из европейской компании — построже выправка и дружеский привет в виде приложенной к головному убору ладони.

Европейские компании берут иностранных сотрудников крайне редко. А вот американцы, азиаты и арабы принимают на работу российских бортпроводников охотно. И дело тут не только в хваленой внешности русских девчонок. На рейсы в Иран, например, выходят исключительно мужские команды.

И напоследок пару советов от профи. Лучшие места находятся в середине салона, где расположены крылья самолета. Там меньше всего трясет. Идеальные места — у запасных выходов, поскольку там больше пространства для ног. Но туда сажают не всех: беременным женщинам, детям до 18 лет, инвалидам, пассажирам с животными, слишком тучным людям и тем, кто не владеет (в нашем случае) русским или английский языком такая роскошь не светит. Ведь безопасность превыше всего.

6 На экстренный случай © Антон Тушин/Ridus.ru 7 © Антон Тушин/Ridus.ru 8 © Антон Тушин/Ridus.ru 9 © Антон Тушин/Ridus.ru 10 © Антон Тушин/Ridus.ru 11 © Антон Тушин/Ridus.ru 12 © Антон Тушин/Ridus.ru 13 © Антон Тушин/Ridus.ru 14 © Антон Тушин/Ridus.ru 15 © Антон Тушин/Ridus.ru 16 © Антон Тушин/Ridus.ru 17 © Антон Тушин/Ridus.ru