Бизнес

Могут ли маркетплейсы устраивать распродажи без ведома владельцев товаров

0 1460

Бурное развитие маркетплейсов сделало их важнейшими игроками на розничном рынке. Как показывает практика, такое положение вещей добавляет им ощущения собственной значимости и подталкивает к самовольным действиям по отношению к владельцам продаваемых ими товаров. На данном этапе это уже привело к ряду скандалов и обращений представителей бизнеса в государственные контролирующие органы.

Мой рынок — мои правила

Как сообщает «КоммерсантЪ», распространенная практика маркетплейсов автоматически включать товары в категорию распродажи, привела к протестам со стороны продавцов товаров. Они просят ФАС проверить торговые площадки на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Продавцов не устраивает то, что с целью разгрузки собственных складов от невостребованных товаров, маркетплейсы устанавливают скидки, которые порой достигают 50% от их стоимости. Для продавцов, которые о подобных акциях зачастую узнают уже после продажи товаров, такой подход может обернуться прямыми убытками.

Недопустимая практика

«Ридус» обратился к представителям бизнеса с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию и дать оценку законности и этичности подобного поведения маркетплейсов.

Как пояснил изданию сопредседатель подмосковной «Деловой России», предприниматель Роман Харланов, для многих предпринимателей маркетплейсы являются единственной площадкой для реализации товаров. Именно поэтому они позволяют себе устраивать в одностороннем порядке распродажи, становящиеся большим сюрпризом для собственников товара.

© Dall-E/Ridus

В этой ситуации предприниматели зачастую вынуждены мириться тем, что товар продаётся не только по себестоимости, но иногда и в убыток.

«Такая практика недопустима, — считает Роман Харланов. — Я считаю, что все планы по распродажам и скидкам должны в обязательном порядке согласовываться с держателями товаров. Только так сделка будет равноправной. Хочется надеяться, что обращение ФАС поможет поставить на место владельцев маркетплейсов. Ведь в любом бизнесе во главе угла должны быть взаимовыгодные и по-настоящему партнерские отношения, где подобные ситуации возникать никак не должны».

По мнению руководителя и владельца ООО «Капитал» Николая Пальченко, заставлять продавца априори соглашаться на такие акции недопустимо и нечестно.

Однако явного запрета на эти действия в законодательстве нет, поэтому есть смысл его ввести и дополнить специальной нормой.

«Тем недопустимы такие акции, если это не предусмотрено контрактом. Вред для продавца очевиден. Он должен планировать свои продажи, понимать: что и когда продаётся лучше/хуже и т. п. А маркетплейсы не должны вести себя с продавцами с позиции силы», — резюмирует Пальченко.

О дойных коровах

Несколько иначе смотрит на происходящее сооснователь ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь» генеральный директор петербургской группы компаний «Далпорт» Олег Николаев, считающий, что инициатива имеет под собой единственную цель надавить на маркетплейсы с целью получения с них дополнительных доходов для государства:

«В случае с крупнейшими маркетплейсами мы имеем следующую картину. В любом медвежьем углу страны сегодня доступен широчайший ассортимент товаров по весьма демократичным ценам. Работает как часы, не дай Бог с какой-нибудь Почтой России 5-10 летней давности сравнить. Куча народу занята и получает на хлеб с маслом, еще большая куча довольна тем, что может сэкономить при покупках. И это все пытаются поломать? Во имя чего? Еще нескольких миллиардов налога? Понятно, что есть огромный соблазн подоить посильнее такую жирную корову, как маркетплейс».