Авто

Могут ли платные дороги стать благом

0 7418

Мне кажется, что стоит еще раз разъяснить по поводу платных дорог.

Итак. Появились платные дороги в РФ не потому, что кто-то хотел снять сверхприбыли (напомню, что в проекты с окупаемостью в 25 лет в России денег привлечь решительно невозможно), а потому, что дорожная отрасль на тот момент (2009 год) насквозь погрязла в коррупции и воровстве. Дороги строились «на отцепись», воровали всё и немного больше, а чтобы можно было сдать объект, привозили говно и палки, смешивали все это и покрывали асфальтом и сдавали за большой откат. Вы же (и я) ездили по этим дорогам, разбивали автомобили, разбивались сами, погибали, калечились.

И вот Медведев сделал ход конем: привлек в дорожную отрасль частный капитал. Это вообще было сложно сделать, так как, еще раз подчеркну, длинных денег в России нет! Проект со сроком окупаемости больше года — не для России. А тут окупаемость 25—30 лет и выше! Но привлечь деньги получилось, правда местами на кабальных условиях, что мы видим сейчас по головному участку М11, где французы что хотят, то и воротят, но сейчас речь не об этом.

Частные деньги привлекали в строительство дорог не потому, что у государства их не было в период нефтяного изобилия, а потому, что частник нацелен на максимальное качество дороги, чтобы она не требовала потом денег на ремонт дыр, ям и всего такого, так как это снижает затраты и увеличивает ROI. Следовательно, когда к нему приходит подрядчик и на ломаном русском говорит, что построит ему дорогу из говна и палок за откат, концессионер, если он не сошел с ума, посылает такого подрядчика нафиг. И пользуется услугами компаний, которые строят качественно и с реальной гарантией.

Дорого, быстро, качественно. Выберите любые два пункта. Это совершенно разные мотивации. Принципиально разные. В случае государственных дорог всем выгодно сделать дорогу дорого, но так, чтобы она развалилась максимально быстро, желательно за срок, за который можно обанкротить подрядчика, давшего гарантию.

В случае платных дорог с привлечением частного капитала всем выгодно, чтобы дорога служила максимально долго, не теряя своих эксплуатационных характеристик. Именно поэтому и появился соответствующий проект. Потому что государство признало тактическое поражение в борьбе с многочисленными жуликами, которые на строительстве и эксплуатации дорог воруют всё или почти всё, а потом ямы забивают кирпичами.

И вот за 8 лет у нас появились прекрасные участки дорог. Да, платные, но они есть. По ним можно проехаться сейчас, сегодня, а не тогда, когда у нас по всей стране настанет коммунизм (то есть после нашей смерти).

И этот труд людей надо ценить. Потому что все эти дороги делаются для нас и сегодня, а не когда рак на горе свистнет. Да, не быстро. Да, по сравнению с Китаем — слезы. Но хочу напомнить, что в России за всю историю нашей страны дорог как таковых не было. Почитайте Радищева того же.

Наши деды, прадеды и так далее ходили и ездили между городами сезонно, когда грязь или засохла, или замерзла. По щелчку пальца ничего не меняется. Для всего нужно время. Но я лично очень благодарен тем, кто строит в России современные и безопасные дороги. Пусть пока их мало, но со временем станет больше. Главное — таких людей, которые улучшают нашу страну, поддерживать, а не крыть матом. С одним только матом, простите, каши не сваришь и дорог не построишь.