К тому же в нее сбрасывают породу. Это хоть и дополнительная нагрузка на ствол, но все лучше, чем в воде по пояс работать. Да, хоть проходка штольни и заняла чуть больше двадцати дней под ледяным дождем, но зато теперь можно разрабатывать большой диаметр наклона в относительно сухих условиях.
По словам бригадира, как появилась вода (точно на таком же горизонте, как и в первом наклоне), проходка была остановлена, блокоукладчик подняли метров на пять, чтобы его не повредило водой, так как забой постепенно затопило.
Проходку этой восстающей (это термин) штольни начали снизу вверх, из натяжной камеры. Перед самой сбойкой пробили скважину, с помощью которой слили воду из забоя.
Общая длина наклона 111 метров, осталось — 32.
Сам наклон. Сверху леса с которых ведется чеканка швов и переболчивание на болты с битумными шайбами для создания герметичности.
Забой и штольня. Вообще опережающая штольня нечастое сооружение. Например она применялась в последнее время на Маяковской и на Сретенском бульваре.
Водоприток 350 кубометров воды в час. Рекорд Московского метростроя 2500 на строительстве шахты кольцевой линии рядом с Павелецкой.
Обратите внимание на конус вывала над штольней. Видно в разрезе, как разрушается порода над выработкой при ее проходке.
В штольню стекает вода и сбрасывают породу.
Бригадир проходчиков.
Машинист блокоукладчика.
Привезли новый тюбинг. Рука укладчика (раньше он назывался эректором :), его подхватывает и ставит на расчетное место.
Одно из средств защиты на тележке — в случае обрыва троса крюк падает и зацепляется за поперечные тираны (балки).
Несмотря на дренажную штольню работать все равно приходится в воде, но она не скапливается в забое, а стекает на станцию.
Доски, пакля наше все. На фото кувалдой забивают вместо болта центрирующий «клин». А уж потом ставят болты.
А от воды никуда не деться. Вот так на ощупь и завинчивают.
Потом затягивают ключом.
Еще болт.
И ключем его!
Вот тот человек на фото — метростроевец с 40-летним стажем. Начинал свой путь на Тбилисском метрострое. А когда там вся стройка загнулась, стал работать на Московском.