Власти Китая в попытках справиться с кризисом трудоустройства молодежи пытаются выманить ее из больших городов. Президент Си Цзиньпин в последние месяцы активизировал свои давние призывы помочь «оживить деревню», а местные чиновники обещают стажировки на госслужбе и льготы для бизнеса тем, кто решится переехать в сельские регионы. И все больше молодых людей действительно переезжают. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь зафиксировали первое за всю историю сокращение численности населения в 2022 году.
Идея возвращения в деревню часто ассоциируется с социальным экспериментом 1960-х годов, когда Мао Цзэдун отправил миллионы городской молодежи в деревни. Си Цзиньпин всегда с гордостью вспоминал свои семь лет в северном Китае, и государственные СМИ активно пропагандируют его опыт. Но современные молодые люди не подходят к своему пребыванию в деревне с таким же юношеским оптимизмом. Многие чувствуют, что у них просто нет другого выбора.
В пример Bloomberg приводит Гун Чэнцяня, который зарабатывал 200 тысяч юаней (28 тысяч долларов США) в год в Ханчжоу в технологической компании, прежде чем она закрылась во время COVID, а сейчас выращивает клубнику в сельской провинции Чжэцзян. Тридцатилетний мужчина стремится изменить вкус, качество и цену двадцати различных видов фруктов, но борется с чувством изоляции, особенно потому, что его родители разочарованы его решением.
«Семья моего отца всю свою жизнь работала на ферме. Их единственное желание — чтобы у их детей была другая жизнь. И они задаются вопросом, почему они столько лет заставляли меня учиться в школе, если я просто вернусь к сельскому хозяйству», — пояснил Гонг.
Он закончил учебу в 2014 году, и тогда, по его словам, даже средний студент без опыта мог получить множество предложений и найти работу в хорошей компании, «сейчас это невообразимо».
Чэнь Бин, 24-летняя выпускница факультета психологии, работает волонтёром в сельской школе после того, как изо всех сил пыталась найти подходящую работу на полный рабочий день. И она постоянно беспокоится о том, что будет дальше.
Такие сектора, как технологии и образование, которые когда-то поглощали много выпускников вузов, особенно сильно страдают из-за нынешних колебаний китайской политики, а это означает, что все больше людей обращаются к работе на госслужбе.
Но отток выпускников из городов, где разрабатываются технологические инновации, рискует еще больше подорвать экономический рост Китая, а замедление урбанизации приведет к снижению спроса на новые дома, что является основным фактором, вносящим вклад в экономику, предупреждают эксперты.
Некоторые рассматривают сельскую кампанию Си скорее как политический шаг, призванный смягчить социальную напряженность и снизить риск уличных протестов, в которые может вылиться недовольство молодежи, как это изредка случалось во время жестких карантинов в пандемию. Но переезд в деревню не решит фундаментальной экономической проблемы, отмечает доцент кафедры социологии Гонконгского политехнического университета Дженни Чан.
«Это всего лишь отсрочка. Правительство просто пытается выиграть время», — сказала она, добавив, что можно добиться большего, открывая китайскую экономику и продвигая частный сектор.
Сомнительно, что молодые люди смогут приобрести ценные для рынка труда навыки на временных государственных должностях, считает профессор социологии Гарвардского университета Я-Вэнь Лэй.
Но сейчас работа в сельской местности является компромиссом для многих молодых китайцев: она хуже оплачивается, зато обеспечивает стабильность и часто другие преимущества, такие как бесплатное жилье и еда. Более медленный темп жизни также является бонусом для некоторых.
Ван Чжихао 24 лет говорит, что чувствует себя гораздо счастливее, работая в финансовом офисе правительства сельского города Гуандун, чем в городе, где потратил все свои 2000 юаней зарплаты, полученные на бухгалтерской стажировке, на еду и аренду и при этом два часа в день отдавал на дорогу до офиса и обратно.