Крупные российские банки ВТБ и Промсвязьбанк зафиксировали в первой половине апреля рост активности мошенников, пытающихся похитить средства клиентов, оценив его в 15% по сравнению с аналогичным периодом марта.
Об активности злоумышленников службы безопасности банков судят по интенсивности обращений своих клиентов с жалобами в контакт-центр: резкий рост числа таких звонков был зафиксирован на второй нерабочей неделе (с 6 по 12 апреля) — почти в два с половиной раза по сравнению со средними значениями в марте, пишет РБК.
«Рост активности мошенников связан в том числе с пандемией коронавируса — люди находятся в определенном стрессе из-за распространения вируса и режима самоизоляции, ограничены в общении с друзьями и родственниками, и мошенники стремятся воспользоваться этой ситуацией», — прокомментировал директор службы информационной безопасности Промсвязьбанка Дмитрий Миклухо.
По его словам, в подавляющем большинстве попытки злоумышленников обмануть клиентов банков оказались безуспешными.
На прошлой неделе стало известно, что кибермошенники занялись созданием клонов государственных сайтов, с помощью которых россияне получают электронные пропуска самостоятельно. На фейковых ресурсах гражданам предлагают указать паспортные данные для оформления документов, а также реквизиты банковских карт, чтобы оплатить «услуги». Собранные данные нужны, чтобы воровать средства со счетов, а также получать доступ к аккаунтам в социальных сетях и электронной почте.
Кроме того, ВТБ, Сбербанк и некоторые другие банки обнаружили попытки обмана своих клиентов мошенниками, которые обзванивали потенциальных жертв с предложением «помочь» оформить цифровые пропуска и в ходе разговора пытались узнать их персональные данные. В целом во время объявленного в России режима самоизоляции доля телефонных звонков с подозрением на мошенничество выросла на треть.
Другое популярное во время пандемии коронавируса криминальное ноу-хау — когда злоумышленники выдают себя за сотрудников коммунальных служб. Они обходят квартиры москвичей, чаще всего пожилых людей, пенсионеров, и предлагают услуги по замене счетчиков, проверке газовых плит, нередко при этом пытаются продать дорогостоящее оборудование.
Как рассказывал «Ридус», сообщения о новых схемах мошенничества появляются регулярно, причем в большинстве случаев преступники пытаются воспользоваться невнимательностью и доверчивостью граждан. Например, мошенники часто обзванивают клиентов банков и предлагают им поучаствовать в «беспроигрышной лотерее» или опросе с гарантированным вознаграждением, а под предлогом выплаты комиссии «за перевод документов» просят сообщить информацию о карте. При выводе средств используются платежные системы мобильных операторов.
Часто злоумышленники представляются сотрудниками банка и под разными предлогами просят сообщить конфиденциальную информацию — номера карты, код из СМС или паспортные данные. Один из свежих способов обмана связан с использованием поддельных кол-центров и подмены номеров. Обычно во время звонка мошенники сообщают клиенту банка, что звонят из службы безопасности, и стараются убедить его продиктовать код подтверждения из пришедшего ему ранее СМС. О новых разновидностях мошенничества регулярно предупреждают в Сбербанке и полиции.