Коллектив столичной мэрии пополнится двумя профессионалами в области связей с общественностью. Как выяснили журналисты, на работу в департамент территориальных органов Москвы приходят сооснователь консалтинговой компании Bakster Group Дмитрий Гусев и специалист по коммуникациям Олег Смолкин, входящие в топ-100 отечественных политтехнологов. Оба займут посты заместителей руководителя департамента, с ними заключены договоры на один год.
Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова в своем комментарии «Коммерсанту» отрицала взаимосвязь новых назначений с тем, что осенью 2014 года в столице пройдут выборы в Мосгордуму. Другого мнения, впрочем, придерживаются представители PR-сообщества. В частности, по мнению Михаила Виноградова, чьи слова цитирует издание, мэрия проводит своеобразный «разбор полетов» после выборов градоначальника, когда действия власти были «не очень удачными». С ним солидарен и Константин Калачев: по его словам, подобные назначения «выдают неуверенность мэрии в этих выборах». Редакция «Ридуса» попыталась самостоятельно выяснить, чем именно объясняются последние кадровые изменения. Результаты изысканий свидетельствуют о правоте политтехногов.
Департамент территориальных органов исполнительной власти Москвы фактически является ключевым звеном городской вертикали власти, при этом оставаясь на периферии публичного интереса по сравнению, скажем, с департаментом транспорта, департаментом ЖКХ или же департаментом культуры столицы.
Именно ДТОИВ, как уже явствует из самого названия, отвечает за единую, согласованную политику органов городской исполнительной власти, контролирует деятельность районных управ и префектур. Надзор за деятельностью департамента и реализацией поставленных и спускаемых по вертикали задач осуществляет лично руководитель аппарата мэра и столичного правительства Анастасия Ракова.
Последний громкий скандал вокруг ДТОИВ разгорелся осенью минувшего года, когда ряд муниципальных депутатов обвинили руководителя департамента Вячеслава Шуленина в организации «политического сыска». В распоряжении журналистов оказалось разосланное из префектуры Западного округа Москвы письмо с поручением собрать «компромат» на оппозиционных деятелей. И хотя сам Шуленин публично дистанцировался от рассылки, назвав распространившуюся информацию «провокацией», осадок, как говорится, остался.
Традиционно PR-сопровождением деятельности Департамента территориальных органов занималась компания «ИМА-Консалтинг», утверждают источники «Ридуса», близкие к мэрии Москвы. В минувшем году именно специалисты «ИМы» занимались обеспечением информационной поддержки реконструкции Ленинского проспекта (от которой впоследствии было решено отказаться), муниципальной реформы и ряда других проектов.
Отдельным пунктом здесь стоит выделить выстраивание коммуникаций во время выборов мэра Москвы. Здесь «ИМА» показала себя совсем не на высоте: к началу кампании рейтинг Сергея Собянина превышал 80%, однако по итогам голосования мэр получил лишь чуть более 52% голосов избирателей, что позволяет говорить о фактическом провале. Результатом работы «ИМы» на выборах в мэрии были, по свидетельству ряда источников, сильно недовольны, поэтому появление в департаменте собственных специалистов по PR-коммуникациям в преддверии выборов в МГД видится логичным.
Есть, впрочем, еще одно направление деятельности, которое курирует департамент территориальных органов и о котором не принято широко распространяться. Речь идет о взаимодействии со столичными муниципальными депутатами, которые формально являются независимыми от городской исполнительной власти. На практике независимость эта весьма условна: народным избранникам часто приходят директивы и «ценные указания» сверху, при этом до самого недавнего времени за их исполнение отвечала та же «ИМА-Консалтинг».
Проекты «ИМы» по работе с народными избранниками стартовали в Москве аккурат после муниципальных выборов 2012 года. Тогда ряду депутатов была дана директива организовать городские «советы» по ключевым проблемам городской жизни. Уже через полгода эта стратегия была признана несостоятельной: ни «Экологический совет» депутата Евгения Тимонина, ни совет «За здоровый образ жизни» его коллеги Дмитрия Салова, ни ряд схожих структур, созданных по указанию сверху, с задачей не справились. Особняком здесь стоит разве что «СтопНаркотик», возглавляемый муниципальным депутатом Сергеем Полозовым: используя сетевую структуру движения «Россия Молодая», тот вывел свой проект на федеральный уровень и ныне от столичного департамента не зависит.
На совещании, которое прошло в начале 2013 года, принципы работы городских властей с муниципалами было принято изменить. Как утверждают источники «Ридуса», задача, которую Анастасия Ракова поставила перед подрядчиком департамента, звучала так: лояльные мэрии депутаты местного уровня должны стать «звездами» соцсетей, преимущественно – "Твиттера". Ответственным подрядчиком проекта вновь стала «ИМА-Консалтинг», которая привлекла к проекту SMM-агентство TrendMedia. Наиболее лояльных муниципальных депутатов разбили на несколько групп, прочитали им несколько лекций по основам поведения в соцсетях и дали задание путем массфолловинга постепенно наращивать аудиторию читателей, чтобы стать «авторитетными блогерами». Главным критерием, по которому определялась эффективность деятельности того или иного участника программы, стало количество ретвитов и реплаев; данные эти сводились в общий рейтинг, который регулярно попадал на стол руководству.
Главной и единственной удачей SMM-технологов на содержании мэрии стал муниципальный депутат Эрнест Макаренко. После того, как народного избранника во время мэрской кампании заметил Алексей Навальный, @ErnestMakarenko из депутатского твиттера превратился в отдельный интернет-проект. Публикуемые в микроблоге сообщения уже давно не имеют никакого отношения ни к району Ново-Переделкино, ни к развитию города. Твиты о патриотизме и православии, выполненные в нарочито кондово-провокационной манере, прекрасно расходятся на цитаты, и тот факт, что подобное «творчество» имеет скорее негативное влияние, становясь объектом злых насмешек и дискредитируя высказываемые идеи, никого не волнует. По данным «Ридуса», проект «Эрнест Макаренко» был признан несомненным интернет-прорывом, а кандидатура депутата предварительно одобрена для попадания в следующий созыв Мосгордумы.
В пользу того, что ситуация может измениться, свидетельствуют несколько факторов. С одной стороны, по данным «Ридуса» в конце 2013 года из «ИМы-Консалтинг» уволился ключевой сотрудник, курировавший активность муниципалов в Интернете. С другой, назначения, о которых стало известно журналистам, явно неслучайны. Очевидно, что выборы в Мосгордуму могут пройти полностью по одномандатным округам (соответствующий принцип лоббирует Анастасия Ракова), а потому работа по обеспечению победы провластных кандидатов-одномандатников предстоит немалая. В этом свете стоит надеяться, что приглашенные профессионалы со своими задачами справятся, и москвичи получат в городском парламенте достойных выразителей своих интересов, а не «говорящие головы», способные лишь смешить своих «подписчиков».