Военное дело Культура

Московские истории

10 758

Торопясь на работу и деловые встречи, мы часто не замечаем, что проходим мимо кварталов и зданий с историей, секретами или загадками.

О Лубянской площади со зданием ФСБ ходят неимоверные слухи: застенки ВЧК, пыточные камеры, а затем кабинеты КГБ. Об этой эпохе нужно читать историков. И не всегда, кстати, расправы производились именно здесь, через площадь в самом конце Никольской стоит неприметное здание, а в лесах и за ремонтными декорациями его вообще не видно, так вот оно известно как расстрельный дом.

Здание КГБ-ФСБ приняло современный вид в 70-х годах прошлого века, в начале же XX века здесь стоял красивый "венский дом", где располагалось страховое общество "Россия", о работе которого сразу после революции ходил короткий анекдот: "Госстрах" превратился в "Госужас".

Сама же площадь за XX век сильно не изменилась, были навсегда утеряны несколько церквей, огромная часовня Св. Пантелеймона (на месте Торгового дома "Наутилус" ). Да и на месте, где некогда был памятник "железному Феликсу", в дореволюционной Москве был городской водозаборный фонтан (архитектор Иван Витали), откуда люди победнее брали воду для хозяйственных нужд, а извозчики воду для лошадей.
Само же слово Лубянка впервые упомянуто в летописи в 1480 году, когда Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте. Под Новгородом было место с названием Лубяница, но само название в Москве было переделано на новый, местный манер ( Лубянка, Таганка, Якиманка, Полянка).

В любом городе есть квартал красных фонарей. Был такой и в дореволюционной Москве. Это квартал Грачевка (в просторечьи Драчёвка, Драчи́ха или Грачиха) на месте современной Трубной улицы с примыкающими переулками Трубной площади. Это было такое глухое и злачное место, что даже полиция сюда не заглядывала, множество извилистых улочек, подворотен и проходных дворов делало погоню за ворами и "котами" марух невозможной и бессмысленной. А заглянувшие сюда любители до женского пола после увеселений и возлияний в беспамятном и бесчувственном состоянии обнаруживали себя без денег, а часто и без одежды в лучшем случае в районе Сухаревки или Цветного бульвара.
Сейчас очень мало что осталось от той сложной паутины улочек.

Еще один бандитско-воровской район Москвы - знаменитая Хитровка, рынок на одноименной площади. Площадь была создана и подарена городу в 1824 году генерал-майором Н. З. Хитрово, взявшим на себя расходы и хлопоты по благоустройству этой части Москвы после пожара 1812 года. Название площадь получила по имени своего создателя, но по иронии судьбы это место действительно стало местом хитрого люда. Торговые ряды были построены генерал-майором Н. З. Хитрово до 1827 года. Позднее здания были надстроены третьим этажом, а торговые проёмы заложены. Именно отсюда и пошла Хитровка как рынок.

А вот с конца XIX в. Хитровка стала еще и биржей труда. Люди нанимались здесь как сезонные строители. На Хитровской площади собиралась и безработная интеллигенция. На месте торговых рядов открылись недорогие трактиры, харчевни и питейные заведения. Окружающие площадь дома были перестроены в ночлежные, построены также доходные дома с дешёвыми квартирами.

Еще одна "специализация" Хитровского рынка - это артели скорняков, куда несли ворованные шубы, где за несколько часов местные умельцы перекраивали, переделывали их до неузнаваемости или просто пускали на шапки и муфты.

Гиляровский писал:"Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке. Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны.”

Знаменитая Яроха, ночлежка Ярошенко, внутри которой когда-то был трактир с символичным названием "Kаторга" ( здесь снимались кадры из фильма “Брат”).


Правда попасть в это двор на Хитровке не просто, здесь до сих пор живут, здесь находятся мастерские художников и скульпторов. А проникнуть в него мне помог знаток московской старины Александр Усольцев, один из создателей проекта Moscowwalks.ru

Уже не первый год Александр с единомышленниками устраивают пешеходные прогулки по Москве для жителей города. Все экскурсии проекта Moscowwalks.ru предназначены для тех, кто проживает в Москве и хочет знать о городе больше. Интересная информация собирается по крупицам из разных в том числе старых изданий, от старожилов, из фотографий старой Москвы и хроники, сплетаясь в удивительный рассказ. Такой что даже люди, хорошо знающие Москву, невольно открывают для себя город с новой стороны.

В Москве был свой Монмартр, где жили и творили художники и поэты. На пресечении Мясницкой и Боброва переулка сейчас находится Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А в начале XX в. во дворах за этим заданием находились Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) От них сейчас ничего не осталось, но место в Москве это особое уже по концентрации граффити.


Авангардистский художник и фотограф А. М. Родченко проживал именно в этом доме и неоднократно его прославлял в своих фотоработах.

А это уже другой двор на Мясницкой, но именно здесь в былое время студенты Московское училище живописи, ваяния и зодчества отмечали удачно сданные сессии и Новый год и по традиции угощали русалочку.

А вы знаете, где находится в Москве самый старый дом, в котором до сих пор живут? Тогда отправляйтесь по адресу Кривоколенный переулок, 10. Дом этот можно долго изучать, трогать, удивляться, как в одном здание так причудливо пересеклись разные эпохи и времена. Здание перестаивалось неднократно.

Если посмотреть на раскрытую кладку с торца, то можно увидеть, что когда-то оно было палатами, видны маленькие оконца и наличники. Именно на месте палат была построена городская усадьба по всем правилам того времени.

Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек кон. XVII — нач. XVIII вв. Составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну и уже тогда имевшую симметричную планировку, что делает её ранним примером строительства по упорядоченной планировочной схеме. В самом доме от того времени осталась чугунная лестница. В кладке можно различить кирпичи с клеймом БФ (Барон Фиркс)
Время шло, и царско-дворянская эпоха в истории России закончилась. Началась послереволюционная эпоха с укрупнением, расселением, подселением.
Здание перестраивалось и достраивалось.

До сих пор дом жилой с нумерацией квартир с 21 по 36.

Москва хранит много секретов и тайн, и чтобы открыть их для себя нужно просто попытаться стать более любопытным.