А сегодня второй фантазийный пост, но уже не на тему метро, а про транспорт железнодорожный. Представим себе, что все пять Московских Центральных Диаметров введены в эксплуатацию, но Москва и ОАО «Российские железные дороги» решили продолжить сотрудничество в реализации новых проектов. В нашем городе имеется некоторое количество служебных железнодорожных веток, которые проходят через жилые кварталы. Так почему не использовать их для регулярного пассажирского движения?
Чтобы организовать движение по служебным веткам, в большинстве случаев не требуется даже электрификация.
Это мероприятие затратное и абсолютно не нужно, ведь для сообщения на таких линях достаточно короткого состава на основе, например, дизельных трёхвагонных поездов РА-2 и РА-3, которые успешно возят туристов по различным дальним маршрутам. Зато требуется обновить пути и построить платформы, которые вполне могут быть малой длины и с навесом не на всю длину. Также нужны кассовые павильоны. Для движения достаточно интервала раз в 30 минут. Ну, или раз в 15, для чего уже нужны разъезды у части платформ.
Медведковская ветка
Грузовая Медведковская ветка фактически разрезает жилые районы. Вы сами можете увидеть, что с Юрловского проезда и улицы Римского-Корсакова что до метро «Отрадное», что до «Бибирево» Серпуховско-Тимирязевской линии добираться пешком долго, а в последнем случае путь лежит через промзону и не всякий пешеход его преодолеет.
С улицей Молодцова и соседними улицами всё ещё хуже. До станций «Бабушкинская», «Медведково» Калужско-Рижской линии приходится добираться наземным транспортом. Никакой новой линии метро сюда вести не планируется даже в отдалённых планах. Я выделил здесь четыре станции, которые могут быть равномерно расположены на линии. А тут вместе с rajon-pride можно виртуально по ней прогуляться.
Платформа Бескудниково может стать западной конечной такой линии. Здесь пассажир может пересесть на поезда Савёловского направления Московской железной дороги и первого Московского Центрального Диаметра. Платформу всё равно планируется перестроить в рамках реконструкции, так что можно и заранее вписать в проект такую платформу. Выше кадр из ролика с YouTube-канала «kosh_marius» от февраля 2021-го, красным отметил платформу.
Следующую платформу Алтуфьевская резонно разместить на пересечении Алтуфьевского шоссе с Путевым и Выосковольтным проездами. Возможно, имеет смысл разместить её прямо под эстакадой шоссе. Рядом много жилых зданий, бизнес-центр «Альтеза», многофункциональный центр «Алтуфьево».
Платформа Юрлово, по моим соображениям, должна быть размещена рядом с грузовой станцией Медведково и Казеевским переулком. Рядом здесь жилой комплекс «Юрлово», чуть южнее улица Римского-Корсакова и Юрловский проезд. Места достаточно, но придётся потеснить станцию Медведково.
Восточная конечная линии Вилюйская будет в районе пересечения грузовой линии с Вилюйской улицей, которая южнее примыкает к улице Молодцова. Здесь много сложившейся застройки, а севернее строится жилой комплекс «Полярная, 25» и, возможно, это только начало застройки промзоны.
Электрозаводский подъездной путь
Служебный подъездной путь на московский Электрозавод начинается прямо от Московского Центрального Кольца, в районе станции «Локомотив», уходя южнее её на запад вглубь промзон и жилой застройки. Примечательно, что на нём какое-то время даже была электрификация. Прогулка по этой линии есть на Youtube-канале «Dmitry Rogachev», также здесь фото в ЖЖ rajon-pride.
На этой линии я предлагаю разместить шесть станций. Восточная конечная будет у станции «Локомотив» Московского Центрального Кольца, станции метро «Черкизовская» Сокольнической линии, будущего вокзала Восточный. На схеме видно, как этот путь уходит к ООО «Теплоэнергострой»:
Именно здесь имеет смысл разместить платформу, ничего не выдумывая, от существующего и достраиваемого к зданию вокзала конкорса до путепровода Щёлковского шоссе:
Следующая платформа Хапиловка «сажается» мной у наземного пешеходного перехода, связывающего Хапиловский проезд с Борисовской улицей. С обеих сторон есть жилая застройка, а с юга ещё и Городская больница № 36.
Платформа с рабочим названием Институт Культуры размещается у переезда Ибрагимовской улицы через подъездной путь. Здесь снова с двух сторон есть жилые кварталы, к северу находится Преображенское кладбище, а с юга — Институт экономики и культуры, который может дать название платформе.
Платформа Никольская, названная так в честь Никольского единоверческого монастыря, разместится на пересечении подъездного пути с Измайловским валом. Снова с двух сторон сложившаяся жилая застройка.
Улица Девятая рота может дать название следующей платформе, которую я «сажаю» у пересечения с ней.
Наконец, западная конечная будет напротив здания Электрозавода у переезда с Электрозаводской улицей.
Здесь есть и жилые здание и офисы, комментарии, думаю, излишни.
Берзаринский подъездной путь
Данный подъездной путь ведёт к Курчатовскому институту поэтому действует до сих пор, а на пересечении с Северо-западной хордой, проходящей по улице Народного ополчения, был построен уникальный «винчестерный» тоннель. А посмотреть на подъездной путь можно в ЖЖ rajon-pride (раз, два, три).
Зорге — первая из четырёх платформ, которые я предлагаю разместить здесь. Восточная конечная, пересадочная на одноимённую станцию Московского Центрального Кольца. Здесь же находится автобусная остановка.
Платформу Берзаринская имеет смыл разместить вдоль одноимённой улицы между пересечениями с улицами Маршала Малиновского и Ирины Левченко. Здесь построен крупный жилой комплекс «Хорошевский», но также имеются и старые кварталы к северу.
Платформа с рабочим названием Ополченская может быть размещена рядом с пересекаемой подъездным путём улицей Народного ополчения. Если место к западу в парке не подходит, то можно перенести её на другую сторону:
Западную конечную Расплетинская резонно разместить на пересечении улиц Берзарина и Расплетина. Здесь есть как сложившаяся жилая застройка, так и строящийся жилой комплекс «Октябрьское поле», по территории которого подъездной путь уходит дальше на запад к Курчатовскому институту. Если предыдущая платформа будет расположена к западу от пересечения с улицей Народного ополчения, то Расплетинскую имеет смысл разместить прямо на территории строящегося жилого комплекса.
Вообще, проектируемая станция метро «Бульвар Карбышева» на Рублёво-Архангельской линии ставит под вопрос необходимость этой линии.
Подъездной путь завода имени Хруничева
Самая короткая из предлагаемых мной линий основана на подъездному пути завода имени Хруничева государственной корпорации «Роскосмос». Линия могла бы быть полезней, не заканчивайся она на территории завода прямо у пересечения с Береговым проездом, а проходя вдоль Новофилёвского проезда на север к Москва-реке и бывшей территории Западного порта. Тогда имело бы смысл пролить её к улице Мясищева и Филёвскому бульвару. В этот анклав я ещё предлагал провести Сколково-Ярославскую линию метро.
Южная конечная Фили разместится у входных павильонов одноимённых станции метро Филёвской линии и платформы Белорусского (Смоленского) направления Московской железной дороги и Московского Центрального Диаметра, имеющего номер 1.
Платформа Заречная может появиться у пересечения Большой Филёвской улицы и Проектируемого проезда № 1672 вблизи апарт-комплекса «Only».
Платформа Береговая предлагается к размещению у пересечения Бергового проезда с Проектируемым проездом № 1672. Рядом имеется как сложившаяся застройка, так и новые жилые комплексы «Фили-Град», «Береговой» и «Мой адрес на Береговом», проектируется «Береговой-2».
Бирюлёвский подъездной путь
Эта линия связывает станцию Бирюлево-Товарная Павелецкого направления Московской железной дороги с Московским коксогазовым заводом и другими промышленными предприятиями за пределами МКАД.
Западная конечная расположится на Бирюево-Товарной, здесь можно будет сделать пересадку на будущий пятый Московский Центральный Диаметр и Павелецкое направление. На платформу нужно вывести сход действующего подземного пешеходного перехода. Выше справа виден один из его сходов, кадра из видео с YouTube-канала «Ч〽3⃣КШН» от февраля 2021-го, красным отметил платформу. С востока это место выглядит так:
Вообще, подъездной путь вы можете посмотреть в репортаже rajon-pride.
Платформу Липецкая можно расположить в месте пересечения одноимённой улицы с улицей Ряжской. Немного южнее этого места размещают станцию «Загорье» Бирюлёвской линии метро. Название не очень удачное, как и вся Бирюлёвская линия, так как само Загорье находится восточней. А ещё раньше этой станции метро давали абстрактное имя Бирюлёво. Кстати, «Липецкая» на этой линии тоже имеется, но сильно севернее этого месте. Поэтому лучше дать платформе, наверное, название Ряжская во избежание путаницы. Либо назвать Обменной, как и грузовую станцию, которая здесь находится.
Платформа Загорье на моей схеме располагается между Лебедянской улицей и Бирюлёвским лесопарком. Именно здесь и находится микрорайон Загорье. Но если станции метро дадут это название, здесь лучше использовать как имя Лебедянская, хотя и этот топоним неудачен, так как эта улица продолжается на запад как раз к месту размещения станции метро «Загорье». Что остаётся? Лесопарковой не назовёшь из-за станции метро. Может, просто Лесопарк?
Последнюю платформу предлагаю разместить за МКАД у торгового центра «Veagas». Да, здесь уже территория Московской области, поэтому придётся или договариваться с подмосковными чиновниками, или двигать платформу на внутреннюю сторону МКАД. Рабочее название у неё соответствующее.
Подъездные пути на Южный порт
Выше перечислены далеко не все подъездные линии, использующиеся только для грузового движения. Есть, например, ветвь в Очаково, которая пока идёт только по промзонам. Аналогичная ситуация и с ветками, соединяющимися с Московским Центральным Кольцом и Курским направлением Московской железной дороги и ведущими на территорию Южного порта, планирующуюся к застройке жилыми комплексами. Но здесь хотят разместить новую станцию «Южный порт» Люблинско-Дмитровской линии метро, которая закроет все потребности данного района в скоростном транспорте. Про сами пути можете посмотреть здесь и здесь.
Подъездной путь Перово — Бойня — Симоново
Конечно, я не забыл и про другую подъездную линию, частично закрытую в наше время. Но тут должен быть рассказ про мой вариант пятого Московского Центрального Диаметра, часть которого должна быть эта линия. Поэтому об этом как-нибудь в другой раз. Посмотреть фото можно тут и тут.
Итого…
Если подытожить, то можно сделать пять линий для рельсовых автобусов, из них пара реально годных, остальные же имеют сомнительную необходимость или вообще потеряют актуальность в ближайшие годы. А что вы думаете по поводу такого транспорта? Может ли он быть востребован, или традиционный автобус/электробус лучше? Напишите в комментариях к посту.