Кино

Московский кинофестиваль: первые призы, последние фильмы

8 531

Вручение первых призов 35-го ММКФ. © Антон Тушин/Ridus.ru

На Московском кинофестивале вручили первые призы – кинокритики, киноклубы и зрители единодушно отдали свои симпатии действительно лучшему фильму конкурса: «Маттерхорну». Радуясь этому, Киноридус заодно заканчивает свой рассказ о конкурсной программе – и печально ужасается художественным качеством закрывающего ММКФ «Распутина». Который не спасает ни Депардье, ни Машков, ни Филипп Янковский, облачающийся по роли в женское платье (умолчим зачем).

Вручение первых призов 35-го ММКФ. © Антон Тушин/Ridus.ru

На утренней раздаче первых призов ММКФ (не от жюри, а от общественности) нидерландский фильм «Маттерхорн» режиссёра Дидерика Эббинге заслуженно удостоился целой охапки наград. Ему достался и «Слон» от жюри российских критиков, и приз Федерации киноклубов, и «Ключ к сердцам зрителей», вручаемый по итогам народного голосования. Свои дипломы Федерация киноклубов вручила российским картинам «Роль» и «Иуда», приз от информационного партнёра ММКФ – журнала «Коммерсантъ Weekend» - достался грузинской драме «Беспредел». И две награды достались фильмам, о которых речь пойдёт ниже: ФИПРЕССИ выделило «Чужие воспоминания», а жюри российских критиков свой диплом отдало «Долине прощаний».  

Кадр из фильма "Частица".

Без наград пока осталась турецкая картина «Частица» (реж. Эрдем Тепегёз), показанная на последнем этапе конкурса ММКФ. Хотя она серьёзно возвышается над большинством своих «конкурентов» и имеет все шансы получить уже от большого жюри как минимум один приз (за женскую роль) – а то и два (включая самый главный). Это непродолжительная по времени, но необычайно плотная по содержанию и фактуре история простой женщины – каких тысячи в Турции и миллионы по всему свету. Зейнен Сонмаз (актриса Жале Арикан) выгоняют с работы. Денег нет, за квартиру платить нечем, еду приходиться брать у работающего в кафе брата. К тому же болеет дочка, да и у самой героини то и дело течёт кровь из носа. Чтобы хоть как-то протянуть, она с матерью делает и продаёт мешочки с лавандой. Затем устраивается на ткацкую фабрику в четырёх часах езды от Стамбула. Возвращается обратно – и решается на предложение, с которым давно уже преследовал её хозяин дома. Всего-то и надо – сдать кровь, а потом… Что потом – мы можем только догадываться, но очевидно, что перспектив вырваться из этой жизненной трясины у героини практически нет. И мечты брата вырваться когда-нибудь во Францию, забрав с собою всю семью, так и останутся, скорее всего, мечтами.

В этом году Московский кинофестиваль сделал ставку на кино «социального беспокойства», поднимающее интернациональные общественные проблемы, вскрывающее язвы современного мироустройства. «Частица» в этом отношении – идеальный кандидат на призы. Предельно реалистичная, понятная и вызывающая чувственный отклик лента стала достойным украшением программы, напомнив о другой картине – «Проще простого», взявшей на ММКФ Гран-При пятью годами ранее. Председателю нынешнего жюри – иранскому классику Мохсену Махмальбаху - подобные фильмы наверняка очень близки.

Кадр из фильма "Чужие воспоминания".

Однако прочие конкурсные фильмы финальных фестивальных дней не представляют, увы, особого художественного интереса, а потому разговор о них хочется свести к минимуму. Два произведения посвящены грехам прошлого. Впрочем, герои «Чужих воспоминаний» (Бразилия, реж. Люсия Мурат) свои поступки грехами вовсе не считают – ибо те были продиктованы яростной борьбой против преступного режима (в рассказ включена документальная хроника протестов 1970-х). Точкой отсчёта для повествования становится несчастье с Аной (имя пишется с одной «н») – она впадает в кому, её состояние безнадёжно. До этого она уже переборола рак, а ещё ранее имела пять мужей, три аборта (первый – во имя революции), грабила банки, прошла пытки, ну а сейчас является всем своим собравшимся в больнице друзьям по партийной борьбе призраком во плоти. Они вздыхают о том, что Бразилия остаётся единственной страной в Латинской Америке, которая отказывается рассекретить архивы хунты; возмущаются, что «власти хотят любой ценой вернуть атмосферу страха и лжи»; рассуждают о «современном искусстве», приютившем нынче политические протесты; переживают за друга, арестованного по обвинению в терроризме. Он некогда заложил бомбу в штабе фашистов, думая, что там никого нет – однако погибло два человека; сейчас же бразильская интеллигенция подписывает петицию за его освобождение. «Сознательно или нет, мы все убивали людей», - признают они, признавая однако свою вину «только перед погибшими товарищами».

Дополнительно следует отметить, что и бразильское кино не упускает возможности «порадовать» зрителя откровенными гомосексуальными сценами. Жюри ФИПРЕССИ в связи с этим поаплодировало мужеству Московского кинофестиваля, включившему в конкурсную программу аж три фильма на столь «важную» сегодня  тематику, и вручило «Чужим воспоминаниям» свою престижную награду.   

Кадр из фильма "Долина прощаний".

«Долина прощаний» (Япония, реж. Тацуси Оомори) – хорошо подходящая для медитаций смесь детектива и горькой драмы, причём первый ингредиент заметно уступает второму. Женщине предъявляют обвинение в убийстве малолетнего сына. Полиция подозревает, что заодно с ней мог быть любовник, подстрекавший к убийству. И хотя доказательств любовной связи никаких нет, мужчину задерживают. Что привлекает внимание и без того изрядно возбуждённой прессы. Один журналист начинает задавать вопросы о прошлом того мужика – и вскоре натыкается на факт давнего изнасилования. Грехи прошлого тут же затмевают убийство в настоящем – и вся последующая часть рассказа посвящена именно попыткам понять, что же произошло когда-то давно и во что в результате то происшествие вылилось. Действие при этом безо всякого предупреждения скачет туда-сюда во времени, никак не разграничивая события и порой изрядно, признаться, запутывая зрителя. Что не позволяет в полной мере оценить историю о женской беззащитности и не отменяемой каре за все против неё преступления. Жюри российских критиков этим обстоятельством оказалось не смущено – и отметило ленту своим дипломом.  

Кадр из фильма "Мамарош".

Куда проще и понятнее «Мамарош» (Сербия-Германия-Венгрия, реж. Момчило Мрдакович). «Мамарош» – это маменькин сынок; Пера Илич остался таковым даже в весьма солидном возрасте. Будучи уже бородатым мужиком, он по-прежнему привязан к своей матушке, помогает ей протестовать против строительства нового торгового центра и крутит для неё «Весёлых ребят» в пустом кинотеатре, где продолжает служить киномехаником даже в отсутствии зрителей. Да и откуда таковым взяться: 24 марта 1999 НАТО начинает военную операцию в Сербии – и в ответ на бомбардировки жители Белграда с криками «Поимеем Челси Клинтон» громят американский культурный центр. Сам Пера при этом растерян («Я серб и трус; знаю, что это плохо сочетается, но таким уж я уродился») – на днях ему пришло извещение о том, что он выиграл в лотерее заокеанскую «грин-карту». Что с одной стороны даёт ему реальный шанс вырваться из творящегося вокруг ужаса, но с другой – не окажется ли его бегство в США предательством по отношению к Родине?..  Тем не менее, он всё-таки покидает свой город – вместе с матерью, разумеется. Трагикомичным злоключениям их путешествия и посвящена вся оставшаяся часть фильма, снятого не без влияния Эмира Кустурицы (у которого режиссёр некогда работал ассистентом на «Подполье»), но беззубого и довольно пустого – даже несмотря на свою довольно глобальную тему, объединившую и войну, и эмиграцию, и ностальгию. Радует, конечно, любовь героя и придумавших его авторов к Кино – выражающаяся в постоянном цитировании из фильмов вроде «Лоуренса Аравийского» и «Городских пижонов», в демонстрации всё тех же «Весёлых ребята» на фоне нью-йоркских небоскрёбов. Но эта радость не сильна и довольно кратковременна.

Жерар Депардье, Ираклий Квирикадзе и Филипп Янковский на пресс-конференции по фильму "Распутин". © Антон Тушин/Ridus.ru

Однако сколь неочевидны некоторые картины московского конкурса, любая из них выглядит в стократ сильнее «Распутина» - чудовищного безобразия, удостоенного «чести» закрыть кинофестиваль. На пресс-конференцию по фильму прибыла огромная делегация его создателей, включившая Жерара Депардье, Филиппа Янковского и автора российской монтажной версии ленты Ираклия Квирикадзе. Но разочарование от их работы настолько велико, что лучше поставить здесь точку, чтобы лишний раз не расстраивать ни себя, ни читателей «Ридуса».

Жерар Депардье на ММКФ. © Антон Тушин/Ridus.ru

Имена обладателей главных наград 35-го Московского международного кинофестиваля будут названы вечером 29-го июня.

Вручение первых призов 35-го ММКФ. © Антон Тушин/Ridus.ru

Приз жюри российской критики достался ленте "Маттерхорн". © Антон Тушин/Ridus.ru

Вручение первых призов 35-го ММКФ. © Антон Тушин/Ridus.ru

Вручение первых призов 35-го ММКФ. © Антон Тушин/Ridus.ru

Андрей Плахов вручает награду журнала "Коммерсантъ Weekend" режиссёру фильма "Беспредел" Арчилу Кавтарадзе. © Антон Тушин/Ridus.ru

Приз зрительских симпатий достался фильму "Маттерхорн". © Антон Тушин/Ridus.ru

Ираклий Квирикадзе - режиссёр российской версии фильма "Распутин". © Антон Тушин/Ridus.ru

Филипп Янковский сыграл в фильме "Распутин" Феликса Юсупова. © Антон Тушин/Ridus.ru