Единственную в Москве монорельсовую дорогу на северо-востоке города ждет реконструкция. Поезда планируется спустить на землю и связать с трамвайной линией. Молодые архитекторы из интернатуры бюро Wowhaus предложили решение, как можно использовать освободившуюся надземную дорогу.
На путях монорельса они предлагают разместить прогулочные дорожки, детские и спортивные площадки, амфитеатр и даже бассейн. Данный проект вошел в шорт-лист Всемирного фестиваля архитектуры наряду со стадионом «Лужники» и парком «Зярядье».
Есть еще одна очень необычная идея, что же сделать с монорельсом.
Напомню, что делать с ним что-то надо хотя бы по той причине, что совсем скоро там не останется исправного подвижного состава.
В далеком 2002—2003-м вагоны для новой системы разработал Московский институт теплотехники, который разработал боевые ракеты стратегического и тактического назначения.
Такие, как «Тополь-М», «Ярс», «Булава» и прочие полезные в хозяйстве вещи для установления демократии на нашем шарике. А вагоны монорельса были так, побочной продукцией. Их выпустили и забыли про них. Поэтому запчастей брать негде. Ну как негде? Рядом же есть другие составы. Поэтому из десяти шестивагонных составов на линию в прошлом году выходило аж целых два. Еще один был в резерве. Каннибализм во всей красе.
Перспектив у монорельса довольно немного, из которых реально возможны две.
— Полностью демонтировать все нахрен.
— Демонтировать частично с различными вариантами перепроектирования эстакад монорельса под трамвай.
Об этом можно прочитать здесь. Понятно, что с 2015 года успели что-то поменять, но смысл вы поймете.
А вот тут недавно возникла еще одна идея, про которую я написал в самом начале, — как из эстакады сделать длинный парк. Видимо, авторы вдохновились парком The High Line в Нью-Йорке, где на место старой железной дороги, проходящей по эстакаде, сделали городскую зону отдыха. Давайте посмотрим, что предлагают в Москве.
Архитекторы предложили создать на опорах монорельса парк длиной 4,7 км, проходящий через несколько районов столицы. Его планируется разбить на участки и в каждом разместить объекты в зависимости от потребностей района. Это могут быть кафе, оранжереи и даже бассейн.
Например, около Останкинского пруда можно сделать Мечтательный сад.
Отсюда открываются самые красивые виды на усадьбу «Останкино», пруд и церковь. Здесь планируется создать амфитеатр и сад с плодовыми деревьями.
Будут спортивные зоны, зоны отдыха. А участок от станции «Тимирязевская» до «Улицы Милашенкова» расположен максимально близко к сельскохозяйственной академии. Поэтому там предлагается сделать оранжерею, которой смогут пользоваться студенты и преподаватели вуза. Надеюсь, сначала Тимирязевка отстоит свои опытные поля, которые там хотят пустит под застройку, но после того, как дошли до Путина, вроде все успокоилось, но все может быть.
Продолжение эстакады от «Улицы Милашенкова» до станции «Телецентр» планируется использовать для трамвайных линий, пешеходной, беговой и велодорожек. Этой транзитной зоной предлагается связать оранжереи и спортивные площадки с Мечтательным садом. Как видите, даже трамвай сохраняют.
На мой взгляд, очень прекрасный проект, который сильно оживит север Москвы и сделает продолжение парковой зоны для ВДНХ. Проект явно сделан по мотивам The High Line в Нью-Йорке.
В Ньй-Йорке в 1933 году открыли так называемую The High Line — железную дорогу к промышленным предприятиям на берегу Гудзона. Из-за высокой аварийности существующей линии, которая проходила прям по улицам, новую подняли на высоту 10 метров.
Новая ветка было проложена «сквозь здания», прямо через квартал, вразрез существующей сетке улиц. Это было сделано для того, чтобы избежать негативных последствий при возведении железной дороги подобно «открытому метро», над улицей.
В 1980 году по железной дороге The High Line проехал последний поезд из трех вагонов с замороженными индейками, после чего дорога была заброшена.
В апреле 2006 года был снят первый рельс и обозначено начало «перерождения» железной дороги. Работы по ремонту несущих конструкций, их очистке, прокладке дренажных систем, а затем и собственно парковое строительство длились почти три года.
Со дня открытия первой секции The High Line в 2009 году парк сразу стал главной достопримечательностью города, и поток туристов был нескончаемым. Парк очень оживил облик этого района и получил положительные отзывы. Но, главное, в нем есть посетители — парк востребован.
Мне кажется, что идея из нашего монорельса сделать что-то похожее очень хороша и прекрасна. После парка «Зарадье», реконструкции ВДНХ это выглядит логичным продолжением.
Что скажете, что думаете?