В путеводителе Lonely Planet о России в теме "туалеты" пишут следующее: "...туалет везде, где есть кусты". Нас с вами это не удивит, хотя и сильно покоробит. Зачем я это упоминаю? После долгого пути на маршрутке из Шереметьево к метро "Речной вокзал" и далее в гостиницу, я был бы рад увидеть знакомую табличку WC. Наивный дурачок, да? Интеллигент нашелся, туалет ему подавай, а зайти в чей-то двор и найти укромное место за гаражом слабо? В огромном городе практически напрочь отсутствует система общественных туалетов, исключая нечастые грязные пластиковые будки с бабками стригущими по тридцатке. Поэтому любой москвич живущий возле станции метро давно смирился с постоянным запахом мочи в своем дворе, а то и прямо в подъезде. Кто-то посоветует заходить по нужде в рестораны, для начала прикинувшись клиентом и посмотрев меню, потом сделать дело и на выход, пока не прогнали паршивой метлой. Впрочем, вернемся к теме метро. В развитие вчерашнего поста про мой приезд в Москву и целый ряд критических замечаний от читателей, мол, сгущаю краски сравнивая Москву с Мумбаем - расскажу про метро Сеула. По свежим впечатлениям, ведь еще вчера утром я ехал в сеульском метро, а вечером уже в московском. Чуть не забыл, ведь еще до Сеула, три дня назад, покатался в японском метро в Осаке. Посему, после Южной Кореи и Японии ощущение, словно попал в Бангладеш -
Станции метро здесь совершенно неприметные, но очень функциональные. Выглядят скорее как подземный переход под улицей -
Спускаетесь вниз и попадаете в весьма внушительных размеров подземный город. Повторю, это обычная станция метро в спальном районе, не совмещенная ни с каким торговым центром или там с вокзалом -
Светлые просторные переходы с четкими и дублирующимися на английском указателями -
На каждой станции очень чистые и бесплатные туалеты, включая туалет для инвалидов -
На каждой станции офис информации с англоговорящими сотрудниками, с бесплатными картами, с массой справочных пособий и распечатанных анонсов -
Автоматы для продажи билетов, проезд стоит 1100 вон, что соответствует ровно 1 доллару. Здесь можно не только купить любые виды проездных, но и пополнить баланс вашего проездного (или простого билета), равно как и его вернуть, получив возврат наличными, см. автомат справа -<
Каждый автомат имеет кнопку переключения на английскую версию -
Сеульское метро явно больше московского, заметьте сколько там станций -
Прибывающие составы в целях безопасности отделены от ожидающих пассажиров -
На каждой станции (в смысле внутри станции, внизу) есть несколько кафетериев, где вы можете очень недорого перекусить в абсолютно цивильном заведении. Для интереса гляньте цены, курс корейского вона составляет за $1 = 1000 вон -
На каждой станции несколько таких вот шкафчиков с противогазами. На случай войны -
В вагонах метро часть мест выделена для пожилых людей, беременных женщин, инвалидов. Даже в час пик, когда вагоны переполнены, никто не занимает эти места -
В конце рабочего дня можно и вздремнуть -
И что, после этого кто-то еще сможет мне сказать, что я преувеличиваю про убожество московской транспортной инфраструктуры? Да и не только транспортной? :)
p.s Можно еще посоветовать россиянам ходить в памперсах. Это сэкономит государству траты на создание общественных туалетов и позволит чиновникам закупать еще больше лимузинов (Навальному работенки прибавится). Очень удобно! Едет офисный планктон на работу в метро, захотелось по нужде - облегчился в памперсы, не вставая с сиденья. Пришел на работу, памперсы выкинул в туалет и... вперед, строить счастливое будущее. А я все удивлялся, отчего в офисных зданиях в туалетах всегда вывески "Не бросать в унитаз предметы личной гигиены" :)
p.s 2 Немного о планах: 2 мая улетаю в Вильнюс, там беру в прокат машину (прямо в аэропорту) и последующие дни буду познавать реликты Второй мировой в северо-восточной Польше. Потом Минск, потом Могилев, 13-15 мая Львов, потом Стамбул и под занавес Тель-Авив.