«Это мощное мероприятие. Стоит отложить все дела и прочувствовать силу звука». Таким кратким комментарием встретил один из любителей техно вопрос сомневающегося «идти ли на мероприятие 12 октября». Вот и я, впервые за долгое время, решил прокатиться по ночной Москве до здания бывшего завода на Курской, а ныне клуба «Арма 17». По пути погружался в воспоминания.
Один из последних случаев, когда я бывал на техно, и обстановка, где мне не то, что понравилась, но впечатлила – это был клуб Brancaleone на окраине Рима. От здания центрального вокзала я сел в «ночной автобус» (появились ли такие, наконец, в Москве?). Транспорт оказался почти переполнен «клубящейся» молодёжью, едущей с одних вечеринок на другие. Кто-то выпивал, большинство просто громко разговаривали, смеялись. Экипаж покидал открыточный центральный Рим и с каждой сотней метров света на улицах становилась меньше, а пятен и кусков графити на домах всё больше. Туда ли я еду, куда следует, да ещё один, - размышлял я.
Но вот диско-автобус, лишённый агрессии и большого количества остановок, высадил меня и ещё несколько человек на северной окраине итальянской столицы. Сразу после оплаты сравнительно дешёвого, по меркам крупных техно-пати, билета в 5 или 7 евро, я погрузился в совсем не туристическое местечко. Парни в эйрмаксах и с патчами Stone Island бывали в воскресенье и в «Арме 17», но здесь ребята выглядели построже. Здешние римляне не слащавы, многие из них побриты наголо и явно бывают на Curva Sud во время дерби. Тональность их разговора и жестикуляция напоминает скорее британских чавов, чем «южных весельчаков». Вокруг, на барных стойках, за столиками царил полный «легалайз», что меня удивило. Всё-таки мероприятие довольно открытое, чего не скажешь о законодательстве Италии по этому вопросу.
Удивив пару заговоривших со мной итальянских девиц своим происхождением, я проследовал в недра Бранкалеоне, в большой зал, величиной, пожалуй, с несколько школьных спортзалов. Здесь выделялся светом только огромный экран с видеографикой на тему африканских насекомых. Вся остальная часть помещения притоптывала и покачивалась в абсолютном мраке. Люди на техно "по-римски" оказались таким образом предоставлены только сами себе, темноте и музыке. Никто не видит ни улыбок друга, ни даже дресс-кода соседа.
Ночь стала возвращаться к утру и вот я уже качусь в пустом автобусе обратно в исторический центр. По пути, когда дилижанс поравнялся с одной из остановок, пара фигур пускают из её проёма стеклянные брызги. Часть павильона осыпается, а водитель прибавляет хода, справедливо решая пропустить сию остановку.
Но вот, уже октябрьским вечером я в Москве, в «Арма 17». Приключенческого вида металлические лестницы заманивают в глубины здания бывшего цеха. Главный зал оказывается довольно классическим на вид, с окнами-арками. На центр танцпола поставлен огромный многоугольник, грани которого служат своеобразными спинками тем, кто предпочитает слушать техно сидя. Музыка интересная, хотя и не тянет активно двигаться. Прохожу узким коридором в «красный зал», где всё теплее и быстрее.
Давно заметил, что один из показателей качества вечеринки – это те лица, с которыми танцуют люди. Чем большую долю составляют искренне раскрепощённые, но при этом не одурманенные или бездумно «шизящие», улыбчивые, образы, тем мероприятие приятней. В «Арме» я столкнулся именно с положительной картиной. Под синтетическую, потустороннюю музыку я видел как танцуют разумные, положительные во многих отношениях люди. Техно здесь не делило людей на отдельные крупицы, унося их куда-то и не превращало в тёмную биомассу, как на окраине Рима, а по-настоящему грело и объединяло. При этом каждый участник действа представал в своём индивидуальном образе, в которым практически ничего не значил ни дресс-код, ни видимое благосостояние.
Воистину, в нужной атмосфере даже техно заставляет любить людей.