Политика Москва

«Москва – это не город для экспериментов»

2 351

Запрещенный реагент на улицах МосквыНедавно в СМИ появились сообщения о радиоактивных реагентах, которые московские коммунальные службы высыпают на улицы города. Общественный центр «За безопасность российских дорог» провел исследования проб реагентов и выявил расхождения с принятой новой «Технологией зимней уборки». Более того, оказалось, что коммунальные службы используют запрещенные реагенты под названием СБГ.

По словам Дмитрия Леонтьева в Москве действительно применяются непонятные противогололедные реагенты, некоторые из которых не только не соответствуют существующей технологии, но и представляют угрозу для здоровья жителей. Ситуация осложнена тем, что доказать использование «неправильных» реагентов очень сложно – власти открещиваются, ссылаются на локальные нарушения технологии уборки улиц в.т.ч непосредственно дворниками.

Руководитель общественного центра считает, что запрещенные реагенты СБГ вполне могут незаконно утилизироваться на улицах Москвы. На городских и окружных базах хранения ПГМ хранятся десятки тонны токсичных реагентов. Тендер на утилизацию был отменен, что сейчас происходит с этими реагентами непонятно. Дмитрий Леонтьев подчеркнул, что радиоактивность подобных реагентов – фактор вторичный, само нарушение принятой 28 сентября 2011 «Технологии зимней уборки» уже требует изучения.

Просмотрев официальный документ за подписью руководителя департамента ЖКХ Москвы А.Цыбина, согласованный с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, я нашел пункты, где регламентируется состав разрешенных реагентов. Действительно в списке разрешенных к использованию в Москве реагентов нет галита ( естественно там нет СБГ, и тем более, отходов с урановых рудников). В списке разрешенных реагентов: «Твердый многокомпонентный противогололедный реагент на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия», «Твердый многокомпонентный противогололедный реагент на основе композиции хлористого кальция и натрия». При этом сомнение вызывает весьма странные формулировки насчет массовой доли и соотношения - «не менее 15%» или «массовая доля карбоната кальция - 50-80%». Получается, что точной формулы нет, производитель вполне может поставлять каждый раз разный по своему действию и содержанию продукт.

Вернемся к галиту, о котором так много писали СМИ. Галит - это обычная техническая соль. Однако, ее использование невозможно согласно вышеупомянутой технологии. Почему тогда ей нещадно усыпают московские улицы? Если бы я сам не становился свидетелем того, что желтые конусообразные кучки лежат в районе Арбата (буквально сегодня), то не стал бы разбираться в ситуации. Тем более неубедительно звучат слова самого Андрея Цыбина: «Город пошел на значительные финансовые траты для закупки многокомпонентных реагентов — именно они рекомендованы сегодня к использованию. Обработка улиц в городе ведется в соответствии с технологией. Тем более что в нынешнем сезоне используется тот же реагент, что и в прошлом году, ничего нового, не прошедшего госэкспертизу, не применяется ». Если «город пошел на значительные траты», то почему нарушается пресловутая Технология и вместо «многокомпонентных реагентов» на улицах лежит грязный галит? Несмотря на то, что это обычная соль, нарушение технологии приведет к вполне предсказуемым последствиям: "при концентрации солей в грунтовых водах проявляется солончаковый процесс; вызывает засоление верхних горизонтов почв и гибель растений. Наиболее токсичны для растений в почвах бикарбонаты и карбонаты щелочей, затем хлориды и нитраты щелочей, наименее токсичны сульфаты". Галит относится ко второй группе.

«За последние два года сумма общей солевой нагрузки выросла до 420 тысяч тонн солей (против 148 тысяч тонн в 2010 году). Из них 150 тысяч тонн солей разрешено использовать на тротуарах и пешеходных зонах. Конечно, это чревато возрастающим воздействием солей на обувь, транспортные средства, инженерные коммуникации, да и на нас — жителей» - считает заслуженный профессор МГУ, почетный работник ЖКХ города Москвы Дмитрий Хомяков.

При этом ученый отрицает возможность радиационного заражения. Даже если никакой радиации нет, все равно разобраться с нарушениями и чрезмерной «солевой нагрузкой», которая приведет к экологической катастрофе просто необходимо. Об этом говорят сейчас не только в Москве. В Санкт-Петербурге глава фракции "Справедливая Россия" в ЗакСе Алексей Ковалев обратился к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой проверить реагент, используемый для размораживания наледи на тротуарах и дорогах, на безопасность.
«Наши люди терпят немыслимые неудобства. Эту смесь ведь мешками выбрасывают, а потом все это превращается в грязь толщиной 10 - 15 см. Жители нашего города должны знать, какой опасности они подвергаются», - заметил Ковалев в своем выступлении.
Аналогичный запрос губернатору направила депутат от «Единой России» Татьяна Захаренкова. Она поинтересовалась у губернатора, не считает ли он возможным заменить реагенты гранитной крошкой.

В свою очередь член комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению, депутат Мосгордумы Кирилл Щитов направил запросы в четыре инстанции: столичную прокуратуру, управление Роспотребнадзора по Москве, городской департамент природопользования и охраны окружающей среды и столичный департамент ЖКХ и благоустройства с просьбой «принять меры для исправления ситуации и защиты москвичей».

Все это конечно хорошо, но пока мы не знаем, что каждый день у нас под ногами – соль, разъедающая нашу обувь или радиоактивные отходы. Увеличивающиеся зимние бюджеты и сохраняющиеся пробки позволяют нам, как жителям знать правду, а не популистские штампы про то, что Москва не город для экспериментов.