«Спроси меня»
Россия, ООО «Арт-Экспресс», реж. Вера Харыбина, в ролях: Сергей Подольный, Вера Иванко, Андрей Мединский, Илья Аршанский, Ксения Ефремова, Юлия Ярмакова, Андрей Иванов, Ольга Антипова.
Восемь встреч с молодыми приезжими жителями столицы, которые рассказывают, глядя в камеру, о себе, о своей жизни и – порой – о тоске по покинутым родным краям.
Грузчик на цветочной базе вспоминает об убитом отце, до смерти забитом в метро ногами, об оставшихся на родине жене и дочке.
Приехавшая из Кишинёва школьница скучает по папе, а вот с мамой они не сошлись характерами.
Зубной врач, армянин, смеётся, что каждый день его останавливают одни и те же гаишники, мотивируя проверку «профилактикой ДТП». «Что, мой нос аварийную ситуацию создаёт?» - удивляется он, не имеющий проблем с документами.
Парень-таксист смотрел русские фильмы (и выступает против «Бумера» и «Бригады», где всех мочат), знает русскую литературу, любит Высоцкого. Слегка в шутку, но признаёт: «Здесь для меня мёдом помазано».
Повариха в ресторане смешно вертит глазами, рассказывая, что мечтала пойти учиться, но вот стоит пока на раздаче – чем и довольна, так как здесь хорошо, а остального она ещё добьётся.
Студент рассуждает о воровстве чиновников и делится планами на будущее: своё кино снять, авторское.
Девушка сидит в электричке и произносит свой монолог на фоне проходящих торговцев и певцов, подытоживая: «Жизнь – она круговерть».
Высказываются о политике, объединяя её с религией: «Путин и Медведев – от Бога даны. Аллах послал Путина». Шутят: «Папа хотел, чтобы я был урологом, мама – чтобы гинекологом, я золотую середину нашёл – рот лечу». Возмущаются современными нравами, тому, что люди, в особенности девушки, «разлагаются» в клубах: «Как можно такими движениями в нормальном обществе построить семью?» Про Москву говорят, что здесь «всё как дома, только родных нету», но в целом надоело: «Пыльно, грязно, у нас по-другому». Хотя в столице можно заработать, а на родине приличного заработка нет. Но где лучше?.. Может, «где-то между, в дороге»?..
Слегка особняком стоит портрет коренной (?) москвички из «Литературной газеты», пришедшей в МХТ на спектакль Кирилла Серебренникова («Я принимаю любой театр»). Покупая во время антракта бутерброд и кофе, она рассказывает, что мать, оставшаяся сейчас с пятилетним внуком, не понимает её пристрастия к искусству и жалуется, что дочь очень много денег тратит на билеты в театр. И по теме фильма сообщает, что «если не они, не мигранты, кто тогда будет работать, мести дворы?» - добавляя: «У них нет этого, гордости нет». А затем резюмирует: «Если бы я родилась в любом другом городе нашей замечательной страны, я бы и осталась там жить», - ведь где родился – там и пригодился. Уходя на второе действие, она аккуратно заворачивает несъеденный бутерброд с собой.
«Спроси меня» - фильм в прямом смысле слова необычный. Он сделан как документальный – но сыгран актёрами. Подделку при этом опознать невозможно – пока не пойдут финальные титры. И если не знать, что это игра – об игре и не подумаешь. Но узнав – остаётся только восторгаться молодыми артистами, каждый из которых создал (или срисовал с натуры) великолепный образ, порой смешной, порой обаятельный, порой полный невысказанного трагизма. Так и хочется крикнуть вслед за классиком: «Верю!» Молодцы.
Уникальный в своём роде сплав реальной и постановочной жизни не должен остаться без «кинотавровских» призов, заслуживая в первую очередь некой специальной награды за актёрский ансамбль – но могут отметить и сценарий, в основе которого (чувствуется) лежат реальные монологи реальных мигрантов.