Когда я был маленький, я очень любил первомайские демонстрации. Красный флажок с деревянной ручкой за 4 копейки, стаканчик мороженого за 7, шарики, яркие транспаранты, ну что еще мальчишке для счастья нужно? Последний раз в таком мероприятии я участвовал лет 30 назад, в середине восьмидесятых. Потом эпоха исторического материализма закончилась, и стало как-то не до первомаев. Слишком многое изменилось: страна, идеология, реалии жизни и даже тысячелетие. Одни детские мечты сбылись (бананы стали дешевле гречки с картошкой), другие – растаяли как дым. Тем не менее, радужные первомайские впечатления нет-нет да и всплывали во время каких-то разговоров, сами собой. Наверное, по этой причине редакционное задание отправиться на Тверскую, чтобы выразить солидарность с чикагскими рабочими я воспринял не без удовольствия.
Ожидания, в общем-то, не обманули. Впечатления – схожи, только что флаги теперь не красные, а лозунги - более приземленные. Раньше демонстранты переживали за вес доктора Хайдера и требовали вернуть свободу Анжеле Дэвис. Главные желания сегодня – своевременная оплата труда, социальные блага и экономическая стабильность.
- «На следующий год диплом буду писать. Хотелось бы получить хорошую работу по специальности. А то мой старший брат в прошлом году выпустился, так у него из группы только 5 человек по профессии работают. Остальные – кто куда, в основном, продавцами», - поделился своими мыслями студент МФЮИ.
- «Нас никто сюда не гнал. По своей воле пришли. Стараемся занимать активную гражданскую позицию», - галдели студенты МГМУ имени Сеченова.
Демонстрация получилась большой. По оценкам ГУВД, в центре Москвы собралось 90 тысяч человек. Это в полтора раза больше заявленного количества участников.
- «Этот день для нас еще один повод напомнить, что только единство делает нас сильными. Вместе мы сможем решить те задачи, которые сегодня обозначают люди», - заявил со сцены вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. Действительно, шествие позволило собрать на одной улице представителей самых разных движений, предприятий и социальных групп самых разных возрастов. По Тверской вышагивали медики, военные, железнодорожники, политики, школьники и студенты. «Кричалки» последних сделали бы честь иным футбольным болелам. «Заряд» «Россия – это Я!» в исполнении молодогвардейцев глушил даже многочисленные оркестры и диктора.
- «Нас здесь 800 человек в колонне. Мы все разные, но каждый из нас ассоциирует себя только с Россией, поэтому и слоган такой», - объяснил смысл кричалки председатель координационного совета МГЕР Максим Руднев.
Россия в нелепом балахоне и с надувной штангой в руках бегала неподалеку.
- «Я показываю, что наша страна сильная, ей все по плечу», - поделился со мной смыслом этого перфоманса аниматор-штангист. – «А что тяжелее всего? Какой блин в твоей штанге самый увесистый?» – «Не знаю, наверное, экономика, мировой экономический кризис».
Желающих разделить экономические тяготы нашей страны хватало с лихвой. Бедная Россия и шагу не могла ступить, как рядом тут же возникали желающие облегчить финансовое бремя государства. Впрочем, не зря Фома Кемпийский заметил, что слава – преходяща. С появлением колонны «Единой России» внимание гуляющих переключилось. Взгляды приковал Николай Валуев, возвышающийся над толпой, как Гулливер над лилипутами. Получить у него комментарий было очень не просто. Дети облепили Николая, как льва Бонифация из мультика, требуя фотографий, автографов и потрогать бицепс.
- «Очень люблю этот праздник. Родители с детства приучили, что это один из главных дней в году. Никогда не отделял себя от трудящихся, рад, что есть возможность прочувствовать эту энергетику», - поделился своими впечатлениями бывший боксер. – «Колонну спортсменов увидел уже после прохождения. Знал бы заранее, обязательно бы к ней присоединился».
На манежной площади колонны разделились. Половина демонстрантов отправилась на Арбат, остальные пошли в сторону Лубянки.
- «Ну а что теперь, после демонстрации?», - спросил я у молодой мамочки с тремя детьми. –«Поедем на дачу, устроим субботник, грязь всю уберем, первомай же», - улыбнулась мне в ответ дама. «Жаль только, что раз в год вот так люди собираются. Лучше бы чаще», - добавила она после минутного раздумья.