Город

Москва «похорошевшая»: почему разваливаются столичные тротуары

1 66057

К непрерывному ремонту в городе москвичи уже привыкли. Сперва рабочие укладывают плитку, гранитные бордюры и прочие элементы уличного оформления — только для того, чтобы через год, а иногда и раньше их отодрать и начать все по новой.

Иногда ремонт происходит по совершенно непонятным причинам, поскольку никаких видимых повреждений заменяемые покрытия не имеют. Но гораздо чаще тротуарная плитка или облицовочные панели в самом деле приходят в негодность «слишком быстро для того, чтобы это было правдой».

В большинстве случаев плитка (в первую очередь гранитная) вздыбливается уже через несколько месяцев после укладки, представляя своими острыми краями реальную опасность для тех, кто вынужден по ней передвигаться. Подобная ситуация наблюдается достаточно давно и практически везде, где такая плитка уложена. Наиболее проблемными местами являются столичные бульвары и прилегающие к ним территории.

Вздыбившаяся плитка на Манежной площади март 2017 года

Сами москвичи выдвигают различные версии перманентного ремонта города: от кривых рук плиткоукладчиков до банального воровства выделенных на благоустройство средств.

Вздыбившаяся плитка на Страстном бульваре, январь 2019 года. Ничего не изменилось

Есть также версии о нарушении технологии (возможно, сознательном), о неподходящем для плитки климате, о низком качестве самой плитки.

Однако часть этих версий отпадает, если сравнивать московскую плитку с тем, как мостят тротуары, к примеру, в Канаде, где климат очень похож на оный в средней полосе России, с постоянными переходами температур через ноль, ледяными дождями и прочими неблагоприятными условиями.

Но в канадских городах по каким-то причинам уложенная плитка сохраняет «товарный вид» годами, в Москве же (да и в других российских городах, куда добралась мода на нее) покрытия тротуаров приходят в негодность на глазах.

Не надо строить никаких конспирологических теорий: все проблемы с отваливающейся плиткой кроются в нарушении технологии ее укладки, уверен директор Ассоциации производителей вибропрессованных изделий для строительства, мощения и благоустройства Юрий Костиков.

Почти вся плитка в России изготавливается на высококачественных линиях немецкого производства, и к самой плитке, как правило, претензий не бывает. По ГОСТу 2018 года она должна проходить тестирование на морозостойкость, вибростойкость и прочие нагрузки, прежде чем быть поставленной на рынок, — говорит он.

Поэтому виновата не плитка как материал — виноваты те, кто укладывает ее с нарушением технологии мощения.

Плитка кладется на многослойное основание, и эти слои должны уплотняться специальными виброплитами: каждый участок должен быть пройден, к примеру, десять раз. Но, положа руку на сердце, скажите: кто за этим во время строительства следит? Рабочие прошли виброплитой пять раз или вообще лопатой разровняли. Если на глаз все выглядит аккуратно, да еще бригадир торопит — можно класть плитку. Результат такой халатности и спешки мы все и видим, — говорит Костиков.

Эксперт вспоминает, как во время контрольных поверок выяснялось, что при мощении тротуара одна бригада проходила виброплитой по подплиточному основанию пять раз, другая — три раза, а третья — два. Хотя, понятно, технология у всех одинаковая — разным было только отношение к работе.

По технологии, чтобы плитка не вспучивалась, с каждым слоем надо работать нежно, как с многослойным же салатом «Мимоза». Потому что как бы плотно плитка ни была пригнана одна к другой, в зазоры все равно будет проникать дождь и в определенных условиях превращаться в лед, который неминуемо будет стараться растащить соседние плитки в стороны (а если в стороны для люфта нет свободного пространства, то их выбивает вверх).

Именно для предотвращения подобных ледяных диверсий технология требует, чтобы под всеми слоями подплиточной „подушки“ был проложен дренаж — такая микроканализация, которая не позволит воде скопиться в зазорах между плитками. Это одно из главных правил: наличие дренажных труб под дорожной одеждой. Но это уже не зона ответственности укладчиков плитки — здесь спрашивать надо с проектировщиков ливневой канализации в конкретном городе, — говорит Костиков.

По той же самой причине — сделать бы побыстрее и с минимальными трудо- и времязатратами — падают облицовочные плитки с вертикальных конструкций.

Чтобы плитка села на основание намертво, это основание надо грамотно готовить — гидроизолировать, потому что причина, по которой отваливается облицовка, та же самая, по какой вспучивается тротуарная плитка, — вода, — говорит эксперт.

«Ридус» в четверг направил в департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы письмо с просьбой рассказать, какие причины, по мнению отвечающих за тротуарные дела чиновников, приводят к неудовлетворительному качеству этой работы.

Департамент ответил на удивление быстро, при этом ответ вызвал у журналистов «Ридуса» самый настоящий восторг: «Просьба направить Ваше обращение за подписью Руководителя или ответственного исполнителя».

Мы оценили высокий уровень требований департамента к форме подачи обращений (хотелось бы верить, что требования к качеству работ по укладке плитки ничуть не ниже), в связи с чем предлагаем считать этот материал таким обращением, требующим ответа. «Ридус» продолжит следить за данной ситуацией.