История Фоторепортаж

Москва снова пережила монгольское нашествие

0 1331

Стартовавший в Москве в первый день лета крупнейший в Европе фестиваль исторической реконструкции «Времена и эпохи. Собрание» продолжает набирать обороты. И если до последнего времени его события ограничивались лишь выставками и историческими дефиле в различных уголках столицы, то в минувшую субботу организаторы приготовили для любителей истории самую настоящую битву, а если быть точным, то даже не одну, а сразу три.

В субботу, 3 июня, в музее-заповеднике «Коломенское» состоялась крупнейшая историческая реконструкция, посвященная противостоянию Руси и Золотой Орды.

Из школьных учебников едва ли не каждый знает, что эта эпоха, затянувшаяся на несколько столетий, является важнейшей частью отечественной истории, во многом определившей все последующее развитие Руси, а позже и самой России.

© Ольга Соколова/Ridus

В основу субботней реконструкции были положены три важнейших эпизода «ордынского» периода отечественной истории: битва на реке Калке, Куликовская битва и Стояние на Угре.

Битва на Калке между объединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом в мае 1223 года, обернувшаяся полным разгромом монголами русско-половецкого альянса, считается началом одного из самых сложных и тяжелых периодов русской истории, носящих название монголо-татарского ига.

Для монголов это сражение, по сути, было всего лишь разведкой боем, в ходе которой военачальники Джэбэ и Субэдэй проверили способность Руси и Половецкого ханства сопротивляться массированному внешнему вторжению.

© Ольга Соколова/Ridus

Итоги этой «разведки» показали, что разрозненные и враждующие между собой русские княжества, а также откровенно слабые половцы не в состоянии противостоять натиску Орды. Именно это впоследствии и предопределило затянувшееся на столетия иго.

В реконструкции битвы на Калке были продемонстрированы основные эпизоды сражения: пешие стычки, кавалерийские удары, работа знаменитых монгольских лучников, а также штурм, взятие и разграбление средневекового русского города.

Надо признать, что «Времена и эпохи» от многих других реконструкций всегда отличались обилием и хорошей постановкой конных эпизодов. Высокая стоимость и хороших коней, и их содержания всегда была одним из сдерживающих факторов для исторических реконструкторов. По этой причине увидеть полноценные воссозданные конные баталии можно нечасто. На этот раз коней и конных эпизодов было достаточно для того, чтобы составить полное представление о событиях той эпохи.

© Ольга Соколова/Ridus

Для демонстрации штурма средневековой крепости в «Коломенском» был сооружен фрагмент деревянной крепостной стены с воротами и башней. Для обстрела штурмуемого города «монгольская сторона» приготовила точную копию средневекового метательного орудия — требушета, представляющего собой деревянную катапульту, приводимую в действие при помощи падающего груза.

В качестве метательного снаряда «монголы» из соображений безопасности использовали самые обыкновенные капустные кочаны.

Надо признать, что «капустострельное» орудие так и не смогло продемонстрировать должной эффективности. Выпущенные из огромной пращи кочаны упорно не хотели долетать до стен вражеского города. Из нескольких сделанных выстрелов более или менее удачным оказался только один. Однако сразу после него утомленное боем орудие попросту развалилось, едва не погребя под увесистыми балками обслуживающих его метателей.

© Ольга Соколова/Ridus

Приходилось ли сталкиваться с аналогичными проблемами настоящим средневековым «расчетам» требушетов, неизвестно.

Взять крепость, пусть и со второй попытки, «монголам» удалось и без использования метательных средств, при помощи старых добрых осадных лестниц. После чего оставшийся гарнизон был «вырезан», город разграблен, а женщины и дети увезены в плен.

© Ольга Соколова/Ridus

Следующим эпизодом стала Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года в районе южнее впадения реки Непрядва в реку Дон, на Куликовом поле. Здесь удача сопутствовала уже русским воинам и их союзникам. Считается, что именно это сражение стало переломным моментом в истории монголо-татарского ига.

Участие в этой реконструкции принимали все те же бойцы, что и в битве на Калке.

Третий эпизод — Стояние на Угре — практически не содержал в себе активных батальных сцен, что полностью соответствует исторической действительности.

Напомним, что в 1480 году войска великого князя московского Ивана III и хана Большой Орды Ахмата стояли друг напротив друга по двум берегам реки Угры, так и не вступив в решающее сражение.

Как полагают историки, этот эпизод ознаменовал окончание монголо-татарского ига. Московский князь впервые отказался платить дань ордынскому хану, и последний так и не смог этому ничего противопоставить. С этого момента на русских землях началось активное формирование единого и независимого Русского государства.

© Ольга Соколова/Ridus

Говоря о данной исторической реконструкции, нельзя не отметить высокого уровня аутентичности используемых в ней оружия, доспехов, а также предметов средневекового быта.

Практически все предметы изготовлены по образу реальных археологических находок и без лишней авторской фантазии, что повышает ценность мероприятия среди специалистов и просто любителей истории.

Помимо батальных сцен, на фестивале были представлены походные лагеря русских и монгольских армий с настоящими шатрами, юртами, полевыми кузницами и различными мастерскими.

© Ольга Соколова/Ridus

Напомним, что итоги масштабного мероприятия подведут 12 июня — в День России: на Тверской улице состоится масштабный перформанс, который перенесет гостей международного фестиваля по разным временам и эпохам. 

Подробная информация о площадках мероприятия и программе фестиваля доступна на официальном сайте «Времена и эпохи».

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus