Сегодня, 26 декабря 2016 года, еще более двухсот московских улиц украсили знаки платной парковки. Их неразлучные собратья — «кресты» 3.27 или знаки «Остановка запрещена» — появились в тихих спальниках еще в октябре — ноябре уходящего года. В ряде районов жители пытаются как-то реагировать на действия городских властей. Например, в Строгино введение платы за парковку в районе все еще воспринимается из области «да ну, не может быть, мы же не центр!», другие москвичи — жители улиц, попавших в зону платной парковки, уже устремились за резидентными разрешениями в столичные МФЦ, а кто-то из новобранцев даже успел оформить оные.
«Ридус» попытался разобраться, возникают ли какие-то проблемы у горожан с получением разрешений на парковку в родном районе, учитывая в том числе и опыт «бывалых» — тех, кто уже прожил в зоне платной парковки год или более и на оформлении резидентных, что называется, собаку съел.
Как живется горожанам в зоне платной парковки
Согласно результатам опроса, проведенного «Ридусом» в соцсетях, большая часть (более 500 человек) из 600 опрошенных респондентов считает, что платная парковка ухудшила ситуацию с наличием свободных парковочных мест, а установленные повсеместно знаки «остановка запрещена» привели к существенному сокращению доступных стояночных мест в районе. 224 участника опроса уверены, что установление платы за парковку в местах расположения социальных объектов — школ, аптек, детсадов, больниц, детских досуговых центров и поликлиник — привело к значительному осложнению условий жизни в отдельных районах Москвы в частности и в городе в целом.
163 респондента признали, что введение платной парковки в местах их проживания привело к увеличению числа дворов, забитых машинами под завязку, 64 человека заявили, что считают, что проблему пробок плата за парковку абсолютно не решает, 59 москвичей признались, что стали отказываться от поездок на авто в места, где необходимо платить за временное оставление машины, 17 опрошенных утверждают, что с установкой шлагбаума ситуация с парковкой в их дворе улучшилась — появилось место, где можно оставить машину, 14 человек заявили о том, что наличие резидентных разрешений никак не повлияло на сокращение дефицита парковочных мест у них в районе — машину как негде было поставить бесплатно, так и не появилось возможности припарковать ее и на свободном месте за деньги. 6 участников опроса сообщили о том, что ,несмотря на наличие резидентного разрешения, получали за неоплаченную парковку в своем районе штрафы.
Получить резидентное разрешение: для всех ли миссия выполнима?
О типичных сложностях с получением резидентных разрешений на примере обращений жителей Таганского района Москвы рассказал «Ридусу» глава Таганского муниципального округа депутат Илья Свиридов.
Чаще всего люди жалуются на саму процедуру получения разрешений в целом. Основные сложности, возникающие с их получением, связаны с пропиской или собственностью на авто. Количество жизненных коллизий, при которых по каким-либо причинам человек не может прописаться в квартире, где фактически проживает, достаточно велико. Аналогична и ситуация с оформлением прав собственности на автомобили. В критическом положении находятся и те, кто снимает квартиры, — многие арендодатели отказываются оформлять официальные договоры и регистрировать жильцов, что означает полную невозможность оформить резидентное разрешение.
Особая категория жалоб — это жалобы на проблемы, связанные с несовпадением фактического адреса проживания, под которым записан дом, и зоны платной парковки (например, фактически дом стоит по улице Иванова, числится по улице Петрова, право на получение резидентных разрешений имеют только те, чьи дома числятся по улице Петрова, а жители с улицы Иванова получить разрешения не могут).
Также есть еще отдельные жалобы, например, от тех, кто продлевал резидентные разрешения. Несмотря на то что система запущена уже достаточно давно, работает она с ошибками. 15.11.16, как говорят в профильных группах, был большой сбой в системе оплаты, многие из тех, кто уже оформил резидентные на следующий год, получили в этот день штрафы, как будто разрешений у них и не было. Оспаривание возможно только через стандартные процедуры, поэтому большая часть столкнувшихся с проблемой сочла, что проще заплатить незаконный штраф, чем бороться за его отмену, заключает Илья Свиридов.
Согласно данным из МФЦ на Стромынке, подать заявку на получение резидентного разрешения можно за 2 месяца до даты введения платной парковки на вашей улице (Прим. ред.).
А вот что о порядке выдачи резидентных разрешений и возможных проблемах с их получением сообщили «Ридусу» в пресс-службе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Сейчас в Москве действуют 65,5 тысяч резидентных разрешений, а количество выданных отказов никто специально не подсчитывал. Чаще всего отказ в получении резидентного разрешения выносится в том случае, если заявитель предоставил неполный комплект документов или вовсе не проживает в зоне платной парковки. В решении всегда указывается причина отказа, и если он вынесен из-за отсутствия необходимых документов, заявителю просто нужно снова подать на разрешение, приложив недостающие документы. Оформление резидентного разрешения на парковку занимает порядка 6 рабочих дней. Если по каким-то причинам по истечении этого срока разрешение так и не было получено, автомобилисту необходимо обратиться в один из сервисных центров «Московский транспорт», расположенных по адресам: ул. Старая Басманная, д. 20, корп.1 и ул. 1905 года, д. 25. Также оставить жалобу можно удаленно на Едином транспортном портале — transport. mos.ru.
Для того чтобы получить резидентное разрешение жителям, проживающим в съемной квартире, необходимо иметь временную регистрацию и договор найма сроком от 1 года. Супругам, членам семьи и близким родственникам регистрировать договор найма для оформления резидентного разрешения не надо. К близким родственникам относятся родители, дети, внуки, братья и сестры заявителя. С 1 ноября мы начали выдачу резидентных разрешений сроком на 2 и 3 года, в связи с этим мы попросили все многофункциональные центры усилить контроль за приемом документов. В рамках соблюдения закона мы напоминаем, что договоры найма должны быть зарегистрированы. Это не касается супругов, детей и родственников резидентов. Для них просто нужен рукописный договор безвозмездного найма и временная регистрация. При постоянной регистрации эти документы не нужны.
Получить резидентное разрешение не жителю Москвы, но находящемуся здесь в длительной рабочей командировке, также возможно. Автовладелец может получить разрешение резидента при наличии зарегистрированного договора найма и временной регистрации по месту жительства на срок более срока действия разрешения.
Приостановлено резидентное разрешение может быть, если у автовладельца есть 3 и более неоплаченных штрафа за нарушение ПДД в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) и оплату парковки (ст. 8.14 КоАП г. Москвы). Оно прекращает действие автоматически через 10 рабочих дней после направления уведомления. Если автовладелец погасит задолженность по штрафам, то разрешение снова начнет действовать. Срок восстановления составляет три календарных месяца с момента письменного уведомления резидентом ГКУ «АМПП» о ликвидации задолженности с приложением копий документов, подтверждающих оплату или отмену соответствующих постановлений. При этом срок действия разрешения будет продлен на весь срок его блокировки, поясняют в департаменте.
Право или возможность?
Напомним, что в ноябре — декабре во всех районах столицы состоялись заседания советов муниципальных депутатов по обсуждению вопроса расширения зоны платных парковок с участием представителей департамента транспорта и ГКУ АМПП. Основные аргументы представителей этих двух ведомств в пользу введения платы за парковку в районах и получения резидентного разрешения: избавление от «чужаков», которые, приезжая на работу, занимают парковочные места жителей; компенсация 70% средств, затраченных жильцами домов на шлагбаум; им с введением платной парковки неминуемо придется защищать не только улицы, но и свои дворы от всех тех же «приезжих»; при наличии разрешения — право не платить за парковку на всех улицах в своем районе; относительно небольшая стоимость резидентных разрешений — 3 тысячи рублей в год (а с этого года за ту же сумму разрешение можно оформить на 2 или 3 года); пополнение районного бюджета за счет собранных за парковку средств, которые якобы будут потрачены на благоустройство района.
А вот в качестве показательного примера обратная сторона медали — впечатления от жизни в зоне платной парковки, описанные участником Facebook-группы «Автомобилисты Москвы» Николаем Гулякиным: «Вы приехали с работы и обнаружили, что все места во дворе вашего дома и в зоне действия вашего резидентного разрешения заняты. Что делать? В прежние времена (э-эх!) мы отправлялись на поиски в другие дворы и на другие улицы, находили место (его было почему-то гораздо больше, чем сейчас, хотя парковка была бесплатной), ставили свой автомобиль и шли домой пешком пусть даже и километр. Теперь мы можем попробовать сделать то же самое, и у нас даже может получиться… только вот теперь уже за денежку, а именно за 500 рубликов/ночь минимум.
Подчиняясь этим обстоятельствам, мы поставили автомобиль в «чужой» резидентной зоне за денежку и вынудили того, кто «приписан» к этой резидентной зоне, искать себе место также за пределами своей резидентной зоны, то есть за те же 500 рубликов минимум. Начинается знакомая нам с детства игра «передай другому», в которую мы играем уже давно, а с некоторых пор — за отдельную денежку». Гулякин отмечает, что описанные выше обстоятельства справедливы и для дневного времени суток.
Ситуация сильно зависит и разнится не только от района к району, но и от улицы к улице, поясняет депутат Илья Свиридов. Так, если говорить о Таганке, в той ее части, что находится между Садовым и ТТК, после повышения цен с 40 до 60 руб./час стало однозначно больше запаркованных машин со снятыми номерами — раньше в районе их были единицы, теперь по две-три таких машины едва ли не на каждой улице. О том, освободились ли места, судить пока что сложно, так как сейчас Москва захлебывается предновогодним трафиком, а в январе будет традиционный резкий праздничный спад транспортной нагрузки. Оценить ситуацию реально можно будет не ранее февраля 2017 г., заключает Свиридов, отмечая, что на текущий момент заметной динамики по увеличению количества свободных мест из-за введения платной парковки нет.
Учитывая, что количество парковочных мест искусственно сокращается по мере установки знаков «остановка запрещена», а сама платная парковка столь же стремительно распространяется на всей территории Москвы, дефицит парковочных мест будет увеличиваться в арифметической прогрессии, что начнет приводить к повышению цен за парковку вновь и вновь. А следовательно, и стоимость резидентного разрешения — 3000 рублей в год (хорошо, пусть в 2−3 года), дающего только право, а не 100% возможность круглосуточно парковать своё авто на строго ограниченной территории, в перспективе также будет расти. И несмотря на то что в дептрансе нам официально заявили, что никаких изменений по стоимости круглосуточного парковочного разрешения не предусмотрено, по большому счету никто не помешает чиновникам, которые решили бороться с «дефицитом» исключительно методом повышения цен за парковку, повысить цены на резидентные до 30 или даже до 300 тысяч рублей в год. Хотя, конечно, сегодня в это так же сложно поверить, как и несколько лет назад, большинству москвичей невозможно было даже на секунду предположить, что платные парковки шагнут за ТТК, а въезд в центр Москвы в скором времени станет платным.
Блажен, кто не верует. Так, перефразируя известное выражение, можно полностью охарактеризовать позицию большинства горожан по отношению ко всем очевидным новациям, которые весьма логично вытекают одна из другой и в итоге делают жизнь москвичей все дороже и неудобнее.