Общество

Москвичей приучают к говорящим синим коробкам и раздельному мусору

32 1547

Технический директор "ПрофБизнесТелекома" Русланом Марущенко и его подопечные. © Василий Максимов/Ridus.ru

Москва снова включилась в гонку за чистый город. К началу весны 2012 года столицу заполонят фандоматы – загадочные синие аппараты для сбора пластика и алюминия, пугавшие своим видом москвичей предыдущие несколько лет.

Передняя панель фандомата открывается подобно сейфу. © Василий Максимов/Ridus.ru

История вопроса

Краткая история этих машин в России такова. В 2004 году бизнесмен Алексей Веселов, ныне гендиректор компании «ПрофБизнесТелеком», занимающейся фандоматами, показал первый образец чудо-аппарата.

Особую популярность такие машины приобрели в Германии - там стоимость тары (особенно алюминиевой) подчас едва ли не равна стоимости содержимого. Автоматы по сбору перерабатываемого мусора стоят прямо в магазине. В обмен на закинутую в жерло машины банку вам выдадут чек, по которому в магазине, где он стоит, вы сможете получить некоторую скидку.

В России такая идею не сработала бы, поэтому Веселов и его команда решили несколько изменить немецкую схему. Вместе с новой начинкой автоматы обзавелись функцией мгновенного расчета с клиентом. За выданную банку аппарат выдавал реальные деньги, а не мифические чеки.

Такая схема, как показало время, оказалась вполне успешной. Машинам дали имя – фандоматы (от немецкого pfand – «залог») – и получили для них специальный сертификат. Первые 300 автоматов в порядке эксперимента поставили на улицах Москвы.

Поначалу народ равнодушно проходил мимо "умных" сборщиков мусора. А потенциальная аудитория машины – бабушки-сборщицы бутылок и банок – с техникой разобраться не могли. Компания не сдалась и запустила еще 700 аппаратов.

Спустя два года народ втянулся. Молодежь к фандоматам так и не пошла: цена за тару от 10 до 40 копеек не сильно привлекала более-менее обеспеченных граждан. Однако своя аудитория у машин нашлась.

Аппарат изнутри. © Василий Максимов/Ridus.ru

Сдавать банки и бутылки приспособились дворники и все те же бабушки. Последние, поняв, что для сдачи мусора совершенно не обязательно ездить за МКАД в пункты приема отходов, насели на аппараты.

Аппараты стали заполняться буквально за день. Особенно те, что были установлены у вокзалов и прочих мест большого скопления народа, где местные дворники собирали обильный урожай из бутылок и банок.

Количество машин выросло до 4 тысяч. А развитая сеть позволила открыть новые рабочие места для подростков 14-18 лет. На каждый автомат ставился оператор, следивший за наполняемостью фандомата и его внешним видом. Все шло хорошо…

Десятки новеньких машин ждут своего часа. © Василий Максимов/Ridus.ru

Новая волна

…Пока в 2008 году не грянул кризис. Снизились объемы потребления напитков, их выпуск. Да и народ стал интересоваться другими вещами, так что до раздельного сбора мусора дела уже никому не было.

«ПрофБизнесТелеком» оказался на грани разорения. Фандоматы простаивали впустую, а предприимчивые граждане ломали некоторые из них, чтобы сдать железную "начинку" в пункты приема металлов.

Неизвестно, чем бы закончилась история с аппаратами, если бы полтора года спустя в компании не придумали решение – совместить сборщика мусора с электронным терминалом, через который москвичи могли бы оплачивать свои расходы, начиная с мобильной связи и заканчивая коммунальными услугами.

В срочном порядке все аппараты были убраны с улиц Москвы, а специалисты занялись разработкой новой "начинки" для них. Модернизацию провели быстро, благо менять пришлось совсем немного. Заднюю стенку аппарата приспособили под терминал, добавили ей монитор, оснастили камерами.

Аппарат стал более вандалоустойчив, а боковые стенки оснастили лайтбоксами, чтобы сделать внешний вид более привлекательным. У столичных властей снова затребовали разрешение на установку аппаратов. Те добро дали, снова поверив в идею раздельного сбора мусора. Собственно, мусор и остался главной «фишкой» аппарата. В компании утверждают, что терминал – лишь удобное приложение.

Техник проверяет работоспособность автомата перед его отправкой на улицы города. © Василий Максимов/Ridus.ru

Аппаратные задачи

О новых фандоматах, которые в начале января стали появляться на улицах Москвы, я поговорил с техническим директором «ПрофБизнесТелекома» Русланом Марущенко.

«В плане сбора мусора все остается на своих местах. Это является основным нашим направлением, потому что платежная система – она, скорее, для поддержания штанов. Правительство Москвы нам места под фандоматы выделяло специально под сбор мусора», - говорит Руслан.

Интересуюсь, останется ли цена за утилизированную бутылку или банку прежней – не больше 40 копеек. Цены ведь уж не те. И если даже для 2005 года 40 копеек были сумой смехотворной, то сейчас это и вовсе не деньги.

«У нас есть некоторые профессиональные сборщики. В гостиницах, например. Бабушки и дедушки, которые убираются, они собирают с номеров сданную тару и заполняют автомат. Так что человек получил за большое количество бутылок приличную сумму уже, пошел – хлеба купил себе».

Фандоматы у станции метро "Молодежная". © Василий Максимов/Ridus.ru

Руслан признает, что молодежь деньгами не привлечь. В принципе, компания рассчитывает на повышение цен на тару в будущем, но пока опирается лишь на сознательность граждан.

Как говорит Руслан, молодой человек должен здесь руководствоваться простым желанием сделать город чище, а деньги он может и не брать. «У нас таких, кто оставленную мелочь выгребает, тоже хватает», - улыбается мой собеседник.

Вторым, не менее важным вопросом является вопрос конкуренции. Известно, что на рынке терминалов для оплаты всего и вся царит сейчас фирма Qiwi, которая вряд ли уступит фандоматам хоть какую-либо часть рынка. На это у «ПрофБизнесТелекома» есть свой, вполне достойный, ответ: "Терминалы с функцией оплаты в скором времени планируется оснастить оборудованием, позволяющим работать с банковскими картами. Этого Qiwi делать пока не может".

Вид со стороны терминала. © Василий Максимов/Ridus.ru

Кроме того, компания очень рассчитывает на амбициозный проект российских властей по введению в эксплуатацию так называемой Универсальной электронный карты (УЭК). Пластик, который призван заменить россиянам паспорт, карту медицинского страхования и некоторые другие документы, будут выдавать с 2013 года.

Сейчас УЭК тестируют технические специалисты, занимавшиеся его разработкой. Так вот, к моменту, когда карты станут делом повсеместным, фандоматы уже научатся их воспринимать. Кстати, таким же образом можно решить и проблему оплаты за сдачу тары.

«Сейчас реализуется вместе с этим УЭКом система начисления денег гражданину на пластиковую карту. То есть молодым людям такая система может быть удобна. Не надо мелочью в кармане греметь, а просто деньги получаешь на карту. Ну, и моральное удовлетворение от хорошего поступка», - рассказывает Руслан.

Вид сзади. Здесь находится тот самый мусоросборник. © Василий Максимов/Ridus.ru

Железный полицейский и синий справочник

Есть у фандоматов еще парочка интересных функций. Первая – круглосуточное вещание с места, где установлен аппарат. Для этого с обеих сторон устройства расположены две камеры, дающие обзор до 90 градусов. Двумя «глазами» фандомат наблюдает за происходящим вокруг.

И решает сразу две задачи: противовандальную (всегда можно записать на камеру лицо того, кто решил посягнуть на машину) и полицейскую. Если оператор, следящий за камерами, вдруг заметит какое-либо противоправное действие, попавшее в объектив камеры (драку или ограбление, например), то он может сообщить о происходящем в полицию. Сейчас компания как раз договаривается с МВД и охранными предприятиями, которые будут это реагирование осуществлять.

Аппарат не смог определить тип тары. © Василий Максимов/Ridus.ru

Вторая важная функция – справочник по городу. Не секрет, что в Москве с навигацией беда. Стенды с картами есть лишь у нескольких станций метро. А электронные информеры, несколько лет стоящие на улицах города, куда-то внезапно пропали. Да и большая их часть никогда, кажется, не работала.

Фандомат обещает стать полноценной системой информирования жителей и гостей столицы. Хотите найти какую-то улицу, узнать, где расположена ближайшая больница? Просто выводите на экран карту и изучаете ее. Сейчас в терминальной части аппарата доступна лишь первая часть экрана. На ней и электронная клавиатура, и меню с перечнем доступных для оплаты услуг. Второй монитор пока закрыт заглушками с симпатичным роботом.

Когда все фандоматы (к весне их на улицах будет уже тысяча) будут запущены в единую сеть, заглушку снимут, а на ее месте поставят монитор. На нем и будет отображаться вся информация (включая карту). Нижний экран станет полноценной клавиатурой и пунктом управления.

И еще о безопасности. Каждый фандомат оснащен небольшой кнопкой с ярко-синей подсветкой. Сейчас она не работает, однако уже скоро по этой кнопке будет доступна та самая служба немедленного реагирования. Более того, кнопка будет работать не в одностороннем режиме. Фандоматы оснащены микрофонами, так что после вызова оператора вы сможете не только описать ему суть проблемы, но и поддержать полноценный видеоразговор. Согласитесь, неплохая функция.

С третьей попытки удалось получить свои 10 копеек. © Василий Максимов/Ridus.ru

Самозащита

Пока мы гуляем с Русланом между рядами фандоматов, которые готовятся к отправке на улицы, на один из аппаратов совершается дерзкое «нападение».

«На Преображенке разбили монитор. Камеры сработали, все видно. Сейчас туда подъедут наши ребята, будут разбираться, смотреть», - докладывает Руслану подошедший техник.

«Полицию вызвали? Надо сообщить, пусть разбираются», - невозмутимо реагирует технический директор.

С момента установки первых новых автоматов (лето 2011 года) это уже второй случай вандализма. Первую попытку Руслан показывает прямо в офисе. В углу стоит открытый аппарат. На замке и дверце видны следы дерзкого взлома.

«Ломом пытались вскрыть. 25 минут какой-то человек стоял и упорно ломал аппарат. А мы это все на камерах видели. Но ничего у него не вышло. Немного только погнул обшивку. Противовандальная система – российская доработка. Идиотов хватает», - вздыхает Руслан.

Опыт

Прощаюсь с «ПрофБизнесТелекомом», иду к метро «Молодежная». У станции замечаю два новеньких фандомата. Покупаю банку «колы», выпиваю ее, решаю проверить, как сработает система. С первого раза не вышло: банку аппарат выплюнул.

На дисплее грустная надпись «Извините, объект не опознан». Пробую еще, засовываю тару открытой частью вперед. Автомат думает секунды две, жужжит и радостно выдает «Получите деньги». В окошко выпадает десятикопеечная монета. Удовольствие и впрямь больше моральное, чем материальное.

Зато терминальная часть радует своим приветливым интерфейсом. Ничего, конечно, нового. Так что буду ждать появления второго монитора и той самой карты города со справочником.

Кстати, интересная вещь. Несмотря на то, что сбор мусора – задача, приоритетная для фандоматов, все они стоят наружу терминалом. Задняя стенка с приемником мусора скрыта от глаз выходящих из метро людей. С первого раза и не разберешься, куда там что выкидывать. Ну, ничего. Москвичи, надеюсь, разберутся.