На Неглинной 6−7 сентября, в честь 867-летия Москвы, проходит фестиваль уличного искусства «Яркие люди». Улица буквально идёт ходуном от огромного количества представленных развлекательных площадок и любознательных горожан.
Медленно прохаживаясь от Кузнецкого моста в сторону Садового кольца справа и слева постоянно что-то происходит: люди в яркой одежде возятся с детьми, проводят какие-то мастер классы, кто-то рисует на картоне красками, кто-то жуёт нетающее мороженое, — но, так или иначе, всё идёт по вполне предсказуемому плану. Люди, люди, люди… Очень много людей, много музыки, много развлечений.
Но в самом конце Неглинки, где виднеются последние закатные лучи солнца и летают мыльные пузыри, ситуация резко меняется. Начинает играть минималистский электронный бит, вокруг стоящего самолётного трапа начинает собираться народ.
Москвичей решили растормошить и впечатлить современной постановкой «Терминал» под руководством режиссера Юрия Квятковского, в которой сыграли студенты Института театральных искусств. Спектакль интерпретирует сказание о семи смертных грехах. Сюжет заключается в поочередном изображении всех грехов, но используя совершенно свежие и самодостаточные образы.
К слову, Квятковский поставил этот спектакль в рамках весеннего проекта этого года «Яркие Люди в округах» со студентами, с которыми он объединился на серии театральных мастер-классов.
Ребята уже выступали прежде с этим перфомансом на улицах Москвы. Если не знать сути спектакля, его смысловой нагрузки, не каждый, наверное, догадается, что интерпретируют актёры. И в какой-то степени это даже было проблемой в первых выступлениях с «Терминалом» — у людей оставалось много вопросов. Если речь идёт об искусстве — не каждому дано уметь попасть с произведением на «одну волну», а когда это современное искусство — то ещё сложнее для восприятия и осмысления. Поэтому теперь в спектакль включили некие подсказки, таблички, которые дают понять, что вообще происходит.
Трап, падающие и торопящиеся с чемоданами люди, то наоборот замирающие в плавных позах, внезапные приступы эпилепсии, истерика, абсурд, тяжесть, — это то, что видит зритель в начале. Зрелище крайне захватывающее, но совершенно не подходящее для детей, кстати. Многие пугались и даже начинали плакать, хотя были и девятилетние храбрецы, не отведшие взгляда до самого конца. На мой взгляд, самой эффектной была интерпретация грехов «уныние» и «лень».
Впрочем, уличное искусство на то и уличное, что его нужно видеть воочию, чтобы персонально оценивать происходящее. В любом случае, этот перфоманс был каплей чего-то серьезного и глубокого в море прочих увеселительных фестивальных площадок. В конце выступления было видно, как зрители аплодируют этой смелой, агрессивной и откровенной постановке, с гордостью осознавая, что это — наши, московские ребята.