«Золушка» (Cinderella)
США, реж. Кеннет Брана, в ролях: Лили Джеймс, Ричард Мэдден, Кейт Бланшетт, Холлидей Грейнджер, Софи МакШера, Дерек Джакоби, Стеллан Скарсгард, Нонсо Анози, Бен Чаплин, Хелена Бонем Картер.
Милая Элла росла очаровательной девочкой с богатой фантазией: уже лапонькой-крохой видела на голубом небе не просто облако, а скачущую лошадку. Улыбчивые родители, как могли, в ней это поддерживали, но отец-купец часто отлучался, а цветущая мать однажды вдруг начала кашлять и быстро увяла. Спустя скорбные годы постаревший папа решил снова жениться, преступно не разглядев за внешней красотой подвернувшейся вдовы её чёрного чёрствого сердца. Получив скорбное известие о смерти кормильца, теперь уже дважды вдова окончательно превращает падчерицу (к тому времени и так уже сосланную на чердак) в служанку, которую гадкие сводные сёстры пытаются принизить, прозвав Золушкой. Та свои законные права не отстаивает и изменить судьбу не пытается, но остаётся со злыднями, дабы даже в эти горькие дни сберечь отчий дом во что бы то ни стало. К тому же ей легко утешиться тем, что другим живётся ещё хуже…
Дальше пойдут уже спойлеры. Скажем лишь, что когда перед Золушкой появится стоящий вариант, куда переехать, она воспользуется им, о родном доме уже не задумываясь.
Мировая премьера новой «Золушки» прошла на днях в Берлине. Российская — в этот понедельник. Правда, к нам группа фильма приехала в усечённом составе — в частности, без сыгравшей вдовицу Кейт Бланшетт. Жалко, но можно понять: пусть по принципу звёздности актриса и стоит в титрах первой, по объёму и качеству роли она заметно проигрывает своим «конкуренткам» из других сказок — как диснеевской Малефисенте Анджелине Джоли, так и мачехам «чужих» Белоснежек Шарлиз Терон и Джулии Робертс. Так что в этот раз нам огорчаться не надо: в Москву приехали исполнители именно что главных ролей: Золушка Лили Джеймс и Принц Ричард Мэдден. Сопровождал их режиссёр Кеннет Брана, некогда считавшийся большим специалистом по Шекспиру (экранизации «Генриха V», «Гамлета» и не только), а в последние «опустившийся» до «низкого жанра» («Тор», «Джек Райан: Теория хаоса»).
28-летний Мэдден ранее был известен миру как Робб Старк из «Игры престолов»; в прошлом году у нас ещё выходило «Обещание» Патриса Леконта с ним в главной роли. В послужном списке Лили Джеймс — такие фильмы как «Гнев титанов» и «Сломленные», а также роль в сериале «Аббатство Даунтон»; кроме того вскоре должна выйти заведомо любопытная лента «Гордость и предубеждение и зомби», где девушка сыграла ещё одну роль классического репертуара — джейностиновскую Элизабет Беннет. Но куда важнее для нас то, что сейчас она вживается в образ … самой Наташи Ростовой — в новой экранизации «Войны и мира», которая уже успела привлечь к себе немалое внимание.
Лили, разумеется, был адресован первый вопрос на прошедшей во вторник пресс-конференции: возможно ли в наше суровое время быть такой же идеальной, как Золушка — красивой, доброй и терпеливой?
Мне кажется, что да, возможно. Хотя мой брат, посмотрев фильм, сказал, что на самом деле я вовсе не такая хорошая. Но понятно, что когда я играла Эллу, она на меня заметно повлияла. Потому что работать с таким уровнем открытости, душевности и доброты — это очень приятно. Естественно, это довольно непросто — самой быть такой же открытой и доброй каждый день. Но можно пытаться стать такой — вдруг да получится. Я, например, не только изо всех сил стараюсь быть доброй сама, но и окружаю себя такими же людьми — добрыми и хорошими. «Будь сильной, верь в добро — и всё будет хорошо», — мне очень нравится, как эта мысль звучит в фильме. И я пронесу её через всю свою дальнейшую жизнь, через всё то, что я буду делать потом, после «Золушки».Кеннет Брана, посчитавший своим долгом дополнить едва ли не каждый ответ вверенных ему артистов, в свою очередь поделился простейшим рецептом: нужно просто улыбаться тем людям, которых ты встречаешь на улице. Вроде бы — банальная вещь, но она несомненно влияет на то, как ты живёшь, как ты себя чувствуешь; и тут следует помнить о том, что маленькое неизменно перетекает в большое.
Качества главной героини обсуждались затем неоднократно. Создатели фильма сошлись на том, что Золушка не только сама доброта и воплощённая честность, но обладает и хорошим чувством юмора, а главное — она стоит на своём и защищает те ценности, которое ей дороги. Более того, в новом прочтении она вовсе не ждёт принца на белом коне, который возьмёт — и спасёт её ото всех невзгод и горестей. Нет, она готова сама справиться со всеми проблемами и способна самостоятельно выстроить свою жизнь без чьей-либо помощи. Золушка не теряет своего «Я» в ожидании чего-то большего — и скорее это она спасает принца, а не он её. И всё потому, что у неё есть Характер — необходимый каждой современной женщине. В этом режиссёр видит особенность своей интерпретации вечного сюжета.
Современные фильмы чаще всего показывают нам историю мужчины. Мы хотели оспорить этот дисбаланс и рассказать свою историю глазами женщины, причём женщины сильной. Такова наша «революция»: сохранив обрамление классической сказки, мы решили раскрыть Золушку в новом ключе, показав её сильной, самостоятельной, острохарактерной. Способной принимать решения без подсказок и в лицо спросить мачеху, почему та так жестока. Мы надеемся, что эти её качества смогут вдохновить наших зрительниц на ненасильственное сопротивление всему тому, что извечно подавляет женскую силу.
Но сделав героиню сильной, вместе с тем мы хотели показать её и нежной, и чувственной. Всё-таки женщина не должна походить на мужчину, не должна брать в руки ружьё и лично расправляться со своими врагами. Она должна оставаться женственной, чуткой, нежной — будучи при этом сильной и самостоятельной.
Но каким при такой Женщине должен тогда быть Мужчина? На этот вопрос отвечал Ричард Мэдден:
В первую очередь нужно быть джентльменом и уважать женщину. Это одна из ключевых тем нашего фильма: уважение. Принц принимает Эллу такой, какая она есть, причём принимает её безоговорочно, с самого начала. Это пример того, как мужчины должны относиться к женщинам.Брана и тут добавляет несколько слов, обращая наше внимание на то, что принц разрешает приехавшей на бал «принцессе» делать то, что та хочет. И когда она вдруг сбегает, то не задаёт ей вопросов, зачем и почему, а принимает это как должное: значит, у неё есть на это причина. Он не пытается её остановить, мудро предпочитая посмотреть, что будет дальше.
Тут, кстати, выясняется, что пусть потерянная туфелька и правда была хрустальной, но исполнительнице главной роли она оказалась (какой кошмар) не по размеру. Так что настоящая только та туфелька, что в руках принца (Мэдден смеётся, что драгоценный реквизит охраняли специально приставленные люди, опасавшиеся, как бы он не разбил его ненароком), а вот туфельки на лилиных ножках — не что иное, как ещё один спецэффект. Вот они — реалии нового времени: раньше на эту роль изначально подбирали актрис с подходящей образу миниатюрностью.
Зато танец Принца и Золушки был самым что ни на есть настоящим. Кеннет Брана вспоминает день, когда его снимали, с особым волнением. В знаменитом, овеянном славой Джеймса Бонда павильоне «Пайнвуд» собралось около пятисот статистов, плюс огромный оркестр, было расставлено шесть или семь камер… И вот когда полилась музыка и Лили с Ричардом начали танцевать, вся площадка разом выдохнула.
В этот момент я буквально кожей почувствовал, что в них раз и навсегда влюбилась вся британская киноиндустрия!Степень «влюблённости» в «Золушку» российских зрителей можно будет оценить через две недели: в прокате фильм стартует в преддверии главного женского праздника — 6-го марта.