Мостовые качели (1940, США)
Видеозапись разрушения Такомского моста обязательно для просмотра на физических факультетах всего мира.
Уже во время строительства мост волнообразно раскачивался, вызывая у рабочих симптомы морской болезни: тошноту и головокружение. После четырех месяцев эксплуатации ветер раскачал мост до обрушения.
Поначалу туда съезжались любители острых ощущений: хотели насладиться дорожными волнами высотой в полтора метра. Американцы привыкли, что мост качается, и мало кто думал, что он упадет. Утром рокового дня волнообразное движение моста прекратилось, и он начал перекручиваться, как длинная растянутая лента. Настил слетел за час, затем рухнула вся конструкция. Два человека в этот момент были на мосту, они с успехом доползли до земли на четвереньках. Всему виной инженерные просчеты и ветер. Разрушение моста завершило карьеру главного конструктора: вскоре после происшествия он умер.
Перегруз сердец, храбрых и разных (1297, Шотландия)
В разгар знаменитой битвы на реке Форт, когда шотландцы отстаивали свою независимость от английской короны, произошло самое раннее из известных крушений мостов в истории.
Авангард англичан рядами ложился под натиском непокорных шотландских стрел. Взбешенный граф Суррей стал загонять на мост все больше людей, чтобы ускорить переправу. Тогда раздался грохот: вместе с тяжелыми рыцарями в мутные воды Форта упало несколько пролетов моста. Подобные аварии в те времена случались часто: несмотря на опыт гениальных египетских строителей, в Средневековье точными расчетами не слишком увлекались.
Войско Уильяма Уоллеса по прозвищу Храброе Сердце отошло от пропасти с победой.
Про точные расчеты (2013, Сочи)
На финише олимпийской подготовки рухнул железнодорожный мост Сочи-Дагомыс постройки 1974-ого года. Его тогда ремонтировали: меняли верхнее строение пути. Водитель бульдозера заехал на одну из балок, мост не выдержал, и он пролетел вниз пятнадцать метров. В тяжелом состоянии мужчину госпитализировали.
В марте 2013 в Сочи обрушился тоннель и «поехал» дом, а при строительстве подземных переходов рабочие часто натыкались на грунтовые воды. Под новой южной столицей всегда были полости, местность особая, просит скрупулезных инженерных расчетов.
Под ритм строевого шага (1831, Великобритания)
Кроме геологических изысканий и веса предполагаемых переправщиков, мостостроители сегодня учитывают науку физику. А в XIX веке до этого ещё не дошли. 12 апреля 1831 года отряд регулярной армии Соединенного Королевства вступил на подвесной мост через реку Ирвелл в графстве Большой Манчестер. Солдаты направлялись в казарму на ужин, но неожиданно для всех мост задрожал, закачался и стал рушиться прямо под изумленными солдатами. Проектировщики не учли эффект резонанса - раскачивания, вызываемого ритмичным строевым шагом.
Мост обвалился только с одной стороны. Отряд спасся, но двадцать человек получили ранения. Руководство британской армии ввело правило переходить мосты не в ногу.
То же явление привело к обрушению Анжерского моста во Франции в апреле 1850 года. Тогда погибло свыше двухсот человек. Подводил резонанс и русских: зимой 1905 года в Санкт-Петербурге под эскадроном гвардейской кавалерии обрушился Египетский мост через Фонтанку.
Перевес на одну сторону (1845, Великобритания)
От начала веков везде и всюду рвутся цепные и канатные мосты. 2 мая 1845 года жители графства Норфолк собрались на таком, чтобы посмеяться над клоуном. Тот плыл по реке в бочке, которую тянул гусь. Для лучшего обзора в момент, когда артист оказался на другой стороне, толпа резко переместилась. Цепь порвалась, в воде оказались сотни людей. 79 человек, в основном дети, не смогли выплыть.
Плохая погода (2013, Таиланд)
Самый длинный деревянный мост в мире погубил южный дождь. Это случилось в конце августа прошлого года в городе Сангклабури. Мост длиной почти в километр утоп в реке, на нем скопились водоросли и он оторвался палка за палкой. Люди не пострадали: проезд по мосту был давно запрещен, вот только главная местная достопримечательность была уничтожена.
Взрыв (2014, Китай)
В этом году череда мостовых катастроф началась в Пекине. 1 февраля фургон с петардами для Лунного Нового года взорвал автомобильный мост на скоростной трассе в провинции Хэнань. Погибли двадцать шесть человек. Там находилось более двадцати автомобилей, большая часть – грузовые.