Общество

Моя задача - затыкать дыры в тонущем корабле

16 477

Не так давно благотворительный фонд "Мозаика счастья" запустил новый проект "Нужна помощь". На сайте проекта указано: ""Нужна помощь" — это смесь благотворительного фонда и общественного социального СМИ. Мы — это коллектив неравнодушных людей". Проект задуман как помощь неравнодушным людям, тем, которые сами безвозмездно помогают другим. С проектом сотрудничает ряд журналистов, которые будут обеспечивать медийную поддержку фонда, а также рассказывать о так называемых "социальных героях". Ридус публикует интервью с основателем проекта Митей Алешковским.

Для начала расскажи о благотворительном фонде.
У нас есть благотворительный фонд, который называется "Мозайка счастья". У него есть несколько основных программ. Он помогает социально-незащищенным слоям граждан, детям с вич-положительным статусом, а также занимается консультациями по теме благотворительности и волонтёрства. Одна из программ фонда - это проект "нужна помощь", руководителем которого являюсь я.

В чем заключается главная идея проекта "Нужна помощь"?

Наш проект - это истории про социальных героев, про людей, которые зачастую не профессионально выполняют важную социальную функцию. Им никто не помогает, но они идут против ветра. А мы в свою очередь хотим этого ветра поддуть им в паруса. Наша задача не помогать конкретно нуждающимся, это хорошо, но это не изменяет общую ситуацию. Мы хотим помогать тем людям, которые своими действиями влияют на нескольких, многих, поэтому они могут изменить всю систему в целом. Наша идея состоит в том, чтобы обычные СМИ начали публиковать тексты про благотворительность и чтобы обычные люди начали про благотворительность думать, начали ею заниматься, интересоваться. Необходимо объяснить людям, что благотворительность и волонтёрство - это нормально и интересно. Сейчас зачастую происходит так, что помогают другим только те, которые сами через это прошли. Например, бездомные помогают бездомным, бывшие наркоманы - наркоманам. Наша задача - сделать благотворительность массовым явлением. Мы хотим, что бы люди поняли, что один человек может изменить многое.

Как будет осуществляться финансирование? Как я понял, расчет идет на то, что после публикаций в СМИ люди будут жертвовать деньги в фонд.

Не на каждую историю нужны деньги. Первая история, которую мы делали была про бездомного в Калининграде, и там была необходимость просто в том, чтобы найти ему место где он может поставить свой charity-box и дать ему возможность заниматься полезным делом - вытаскивать других бездомных с улицы, социализировать их. И мы нашли. Кинотеатр "Заря" переделает полностью первый этаж под его “дом афоризмов”, проведет благотворительный кинопоказ, там будут стоять charity-box (ящики для сбора пожертвований), благотворительные стенды. Помимо этого мы нашли специальный фонд, который будет заниматься именно им, помогать ему. Они не дадут ему стать иждивенцем.

Бездомный, занимающийся продажей собственных афоризмов
Собираетесь ли вы оплачивать командировки журналистам?
Да. Но пока что все из моих личных денег.

Согласны ли вы принимать помощь от политических партий?
Важно понять, что мы вообще не имеем никакого отношения к политике. Мы не принимаем помощь от политических структур и персонажей ни в каком виде. Если, к примеру, Геннадий Зюганов хочет помочь нам, то он помогает нам не как коммунист, а как гражданин. У него есть кредитная карточка, он может зайти на наш сайт и лично переведет денег со своей зарплаты. Это все, что он может сделать. Это основа основ. Волонтер всегда должен быть аполитичен. Как только волонтер влезает в политику, он сразу же превращается в политического активиста.

Даже если будет острая нехватка средств, от Единой России например не примете денег?
Даже если будет нехватка денег, даже от партии ПАРНАС, даже от фонда борьбы с коррупцией, от любой политической партии или организации - нет. Не имеет значения, какая это партия, мы не собираемся принимать денег никоим образом.

Что эта деятельность дает лично тебе?
Мне хочется этим заниматься, хочется помогать людям, чтобы другие помогали людям. Надо изменить ситуацию. Я вижу, что это уже происходит маленьким шагами. Я вижу, что люди вокруг меняются. Хороший показательный пример, когда в три часа ночи в Новогиреево приехало сорок человек после моей просьбы.

На что ты живешь сейчас?
Я - фотограф, мне заказывают съемки. Но вообще я живу в полный минус, благотворительность денег не приносит, она только отнимает.

Была ли у тебя возможность совмещать благотворительность с работой в ИТАР-ТАСС?
Нет, 99% времени у меня занимает благотворительная деятельность. буквально после этого интервью я еду на встречу по кейсу "Незнайки", после чего сегодня еще три или четыре встречи по подготовке дальнейших кейсов. Наша идея заключается в том, что нам надоело просто приезжать как журналистам и писать о проблемах, хотелось бы решать эти проблемы. Для того, чтобы их решать нужно сделать так, чтобы журналист писал об интересном, нужна человеческая история. Чтобы была человеческая история, нужен вот такой человек, который сам помогает другим и ничего за это не получает. Наша задача - это рассказать о людях, которые помогают другим людям, рассказать, что благотворительность и волонтёрство это правильно и хорошо. Ну, и спасти мир, конечно.

Сейчас у вас 72 журналиста, сотрудничающих с фондом, однако там нет никого из государственных СМИ. Звали ли?
Кого например?

Мамонтова того же.
Мамонтов - не журналист.

Но он делает какие-то фильмы...
На мой взгляд, Мамонтов не делает фильмов, он делает помойку и дерьмо. Он не журналист, он тюфяк. Мамонтова мы, конечно, не звали и никогда никуда не позовем. Он из тех, с кем в одном поле срать не сядешь.

Хорошо, а кого звали с федеральных каналов?
С нами сотрудничают люди с федеральных каналов, и буквально следующий кейс выйдет на телевидении, а не в печатной прессе.

В чем ты видишь главную проблему проекта на данный момент?
Главная проблема в том, что нам присылают действительно очень мало историй по соответствующих нашим запросам. Из этого уже формируется все остальное. К примеру, то, что мне нечем платить зарплату сотрудникам нашего фонда - это результат того, что мы делаем мало кейсов. У нас есть база историй, которые нам прислали и которыми мы будем заниматься в ближайшее время, но хотелось бы, чтобы их было на год вперед.

Как ты думаешь, почему так мало историй?
У нас очень сложные требования к историям, люди не сразу понимают. Мы, например, устраивали встречу с фондами. Пригласили лучшие отечественные фонды. И даже эти сверх-профессионалы, на этой встрече они не сразу поняли, о чем идет речь.

Все истории будут афишироваться в СМИ?
Нет, не все. Некоторые в этом не нуждаются. Например, есть батюшка, который ездит на лысой резине по льду. Он ездит окормлять стариков и старух в дальние деревни Каргопольского района. Нужно было собрать денег на резину, и мы собрали за два дня. На это тоже нужно потратить время и силы. Подобными вещами я занимаюсь с большой радостью. Кому я не могу помочь в рамках проекта или фонда, я стараюсь помочь собственными силами.
Новые шины для батюшки из Каргополя

Есть еще одна проблема, которая для меня сейчас глобальная. Вот мы помогли рабам, а дело не завели, потому что милиция якобы все крышует. Я не могу сказать точно, потому что меня потом посадят, но я подозреваю, что милиция все крышует. И вот мне говорят "Видишь, Митя, помог ты рабам, а смысл? Все равно милиция все крышует, и дело по ним не завели. Надо было Путина свергать". Ну, блин, пока вы там к власти придете, ребята, эти рабы несколько лет бы там еще сидели. Поэтому моя задача не Путина свергнуть, а рабам помочь.
Помогаю потом собрать деньги батюшке. А мне говорят: "Митя, а как этот батюшка относится к Pussy Riot, а знает ли он про часы патриарха Кирилла?". Ребят, да мне наплевать, как он относится к Pussy Riot, и знает ли он про часы. Я знаю, что есть батюшка, который ездит по дальним деревням, занимается важной работой, потому что никто больше об эти дедах и старухах деревенских не вспомнит кроме него.
Еще один пример: начали помогать приюту "Незнайка". Тут уже несколько вариантов, чем люди недовольны: либо они недовольны тем, что я помогаю бездомным, либо приезжим. Мол какого хрена приезжие сюда приезжают и здесь остаются. Там еще на фотографиях есть африканки - мне говорят "неграм помогать, да вы что!". А там кстати в этом приюте и москвички есть. Неважно, какого ты вероисповедания, какая у тебя прописка и прочее - помогать нужно в любом случае.
Чем не займись, всегда найдется кто-то кто скажет, что ты занимаешься бредом, фигней, это никому не нужно и это глупость. Меня очень беспокоит то, что люди вместо того, чтобы развивать в себе желание помогать другим, они мое желание критикуют и находят серьезные основания, чтобы не помогать людям. Я уже вижу следующие наши истории и понимаю, в чем будет претензия к каждой из них.

Твоя цитата: "Мы должны винить не государство, пускай они делают своё дело и спрос с них будет, если они его не сделают, мы должны винить СЕБЯ, потому, что мы МОЖЕМ помочь, но не ПОМОГАЕМ". Почему ты должен помогать кому-либо, если это функции и обязанности государства?

Потому что государство больно, оно находится в стадии, когда болезнь с трудом излечима, если излечима вообще. Все, что сейчас происходит в государстве - это затыкание дыр в тонущем корабле. Корабль тонет, его нужно срочно вывезти на берег и либо построить заново, либо загерметизировать корпус. Но это не отменяет того, что перед тем как его вывезти на берег, в нем нужно затыкать дыры, иначе наша лодка пойдет ко дну. Моя задача состоит в том, чтобы затыкать дыры, пока другие эту лодку ведут на судоремонтный завод. Ситуацию надо менять. Как менять? Я для себя выбрал такую тактику: хочешь изменить мир - начни с себя. Я меняюсь сам и хочу, чтобы люди вокруг меня начали тоже меняться. Одна из основных идей нашего проекта была в том, что если нам никто не помогает, то мы поможем себе сами. Общество само в состоянии себе помочь. Хватить ждать!. Нас никто не спасет кроме нас самих.

Если ты делаешь хорошее дело, люди видят это и начинают тоже делать хорошие дела. Вот пример: мы занимаемся помощью Дербенту, пострадавшему от наводнения. И в школе, где работает моя мама, учителя, узнав об этом, собрали денег и начали помогать. Я никого не просил об этом, мне мама об этом позже рассказала. Нельзя никого просить ни о чем, мысль должна сама прийти в голову, это должен быть некий толчок. Буквально "а почему бы мне не подумать о других?".

Как эта мысль пришла к тебе?
Переворот, изменение моего сознания произошло во время трагедии в Крымске. Я увидел, что тысячи людей приходят на смотровую площадку и приносят гуманитарную помощь. Я понял, черт побери, люди хотят помогать, общество готово, оно может помогать само себе. И когда я увидел, что к нам приходят гигантские компании и говорят: "Ребята, слушайте, мы вот вам дадим 100 тысяч долларов, а не государству, потому что мы знаем, что государство просрёт. Вы лично знаете пострадавших, а через государство будет непонятно вообще чего, непонятно куда деньги пойдут. И кстати это так и случилось: мои знакомые из больших государственных структуру, когда я к ним обращался за помощью в Крымск они говорили "Не, ну ты что, мы перечислили 10 миллионов через официальную структуру." А когда через несколько месяцев я с ними встретился. они говорят "Слушай, а у нас большие вопросы возникли, куда эти деньги пошли". Я не знаю, куда пошли эти деньги, там их точно не видели.

Не разочаровался ли ты в людях в какой-то момент?
Есть интересная история. Есть бабушка Нина Семеновна, которая постоянно ходит на все митинги. Ее многие знают в Москве, она достаточно известна. Так вот она с мая живет в подъезде, ее выгнала дочь. Там очень сложный конфликт, они обе не правы. Но по факту дочь живет в квартире, а она в подъезде. Бабушка заболела, ей нужны были лекарства. Я никак не мог к ней приехать, я был не в Москве. Я написал об этом пост в фейсбук. Одновременно с этим меня попросили написать пост, что три собачки раздаются. И пост о том, что есть собачки, которых можно забрать репостнуло около семисот человек, а про Нину Семеновну по-моему сорок. Я даже не стал писать об этом, я просто обхватил голову руками и подумал "Господи. Люди! Где же вы люди?"

Как ты объясняешь это?
Наверное есть психологическое объяснение. Вместо того, чтобы помочь человеку, отдать ему часть какой-то доброты, ты начинаешь еще больше на него злиться и желать ему гадостей, потому, что он человек. И, в итоге, ты хочешь помочь животному, нежели бабушке старой. У меня это совершенно не укладывается в голове. Я это могу сказать в интервью, но не могу это написать в тексте помощи, мол, вы такие плохие, давайте помогайте. Тут не люди плохие, это стечение обстоятельств такое, совокупность разных факторов. И вот именно это стечение обстоятельств я хочу изменить, чтобы люди не меньше чем собачкам хотели помогать бабушкам. Да чтобы вообще хотели помогать.

Гуманитарная помощь Крымску
Отслеживаешь ли ты ситуацию в Крымске? Выплатили ли деньги?
Деньги выплатили, но не всем. Ситуацию я отслеживаю очень поверхностно, у меня нет особо времени этим заниматься. По Крымску работает некоторое количество наших волонтеров до сих пор. По их словам построили новые дома, но не всем - где-то половине, и вопрос с компенсациями до сих пор открыт.

Сильно ли на твой взгляд волонтерское движение в России?
Волонтеры могут быть разными. Это те, кто едет в приют и помогает собачкам, а могут быть волонтеры, которые едут в Дербент и разбирают грязь, а могут быть, которые едут в Сочи и стоят с табличками. Это все разные типы волонтеров. По сути, есть добровольцы - люди готовые по собственной инициативе, от первого лица, делать что-то бесплатно, а есть волонтеры - люди которые бесплатно, но на юридической основе представляют какие-либо организации. И эти понятия следует разделить. Людей, которые готовы бесплатно работать, помогать другим, действительно много, я часто их встречаю на своем пути. Но говорить о том, что у нас есть некая отдельная сила - волонтеры - пока преждевременно.

Что ты можешь сказать о законе о волонтерах?
Боюсь, что этот закон будет только ухудшать волонтерское движение. Закон нужен только в том случае, если он будет стимулировать людей становится волонтерами. Нам всем нужна система координации действий между волонтерами и государством, а закон, который регулирует деятельность волонтеров, устанавливает нормы - это совершенно ненужно и очень опасно.

Последний кейс проекта "Нужна помощь" - это помощь приюту и реабилитационному центру «Незнайка», находящемуся в Подмосковье. В "Незнайку" попадают нуждающиеся в помощи люди, люди, которым негде жить, которые по тем или иным причинам не могут найти работу и обеспечить себя. Приют предоставляет им возможность переждать кризисную ситуацию в человеческих условиях, подумать, попытаться вернуться к нормальной жизни, найти работу, получить регистрацию, восстановить документы.
здание приюта

Почему государство не может помочь людям, которые живут в приюте "Незнайка", например дать им квартиры?
Власть не должна давать им квартиры. Важно понять, это кстати то, в чем нас обвиняют постоянно, что эти люди они не сидят и просто едят там еду, они там живут и пытаются каким-то образом решить свои проблемы. Они не квартиру получат в результате, а они должны найти работу, найти возможность содержать своего ребенка, найти где жить. Пока они этого не могут сделать, пока они оказались в кризисной ситуации, они живут там. Государство не должно им давать квартиры, оно должно поддержать их, и помочь и пережить эту кризисную ситуацию. Государство должно разрешить проблему, а государство проблему не решает, оно либо закрывает глаза, либо всех сразу выдворяет, ни о чем не думая. Именно поэтому НКО занимается тем, что решают проблемы маленьких групп людей. Во всем мире так. Цивилизованность государства определяется тем, насколько маленькой группе людей государство может помочь. Скажем, есть группа из 14 больных детей, если государство принимает решение, что именно этой группе детей нужен отдельный подход и помогает им, то это - цивилизованное государство. А если оно не может масштабировать свои действия на 14 детей, а может масштабировать только до 140 тысяч детей, то оно менее цивилизованное. Наше государство не может до такого маленького количества масштабироваться, этим должны заниматься НКО. Однако у нас даже механизм, по которому НКО может помогать людям, к сожалению не работает, так-как НКО всегда обвиняют во всех смертных грехах и пытаются совать палки в колеса.

Доволен ли ты результатом сбора денег для приюта?
Сбор прошел успешно: мы собрали необходимую сумму. Конечно, я бы хотел, чтобы мы собрали больше, потому что должна оставаться какая-то часть средств на зарплату и на командировки. Пока что об этом речи не идет. Я надеюсь, что в дальнейшем люди будут видеть нашу работу, поддерживать нас и понимать, что мы не блекджеком и шлюхами занимаемся, а бескорыстно и искренне помогаем другим.

Сотрудничество с приютом будет постоянным?
Мы надеемся, что найдем спонсора, который будет им помогать. Им нужно 50 тысяч в месяц, чтобы элементарно есть. У нас таких денег нет. Что касается дальнейшего сотрудничества если они будут к нам обращаться за следствием, мы, конечно, будем им помогать. Но вообще наша задача состоит в том, чтобы привлечь внимание, найти какие-то пути развития, чтобы они не затерялись без нас. (На данный момент спонсор для приюта нашелся - редакция)
Строительные материалы для приюта

Расскажи о промежуточных итогах работы проекта, сколько писем пришло, сколько волонтеров зарегистрировалась через сайт.
Итоги просты: у нас вышло 2 кейса, один завершен - мы выполнили все поставленные задачи, помогли человеку. По "Незнайке" мы почти собрали деньги на ремонт, находимся в финальной стадии завершения. (На момент публикации все поставленные задачи по незнайке выполнены - деньги собрали, спонсора нашли, ремонт начали - редакция) В разработке есть еще несколько историй. мы надеемся, что они будут успешно завершены. Через сайт зарегистрировалась не очень много волонтеров. Мы к этому спокойно относимся. К их помощи мы будем прибегать, если она будет действительно необходима, пока такой ситуации не возникало.

Какие дальнейшие планы относительно проекта?
Мои планы сделать его большим, и чтобы люди приходили к нам, знали, что к нам можно обратиться за помощью. Чтобы если у человека есть 2 тысячи рублей лишних или два свободных дня, и он не знает, куда это все потратить, он мог написать нам, и мы бы помогли нуждающимся людям. Буквально любое умение пригодится. Если вы готовы гулять с собаками два раза в неделю, я найду приют, где вы будете полезны. Если вы хотите помочь, но не знаете, как помочь - пишите на почту MNE@NUZHNAPOMOSH.RU - мы всегда с радостью вас проконсультируем.

Что бы ты загадал, если бы у тебя было одно желание, которое непременно сбудется?
Митя всерьез задумался над этим вопросом, он отвечал несколько раз, выбирая лучшее желание.

Чтобы мы начали думать друг о друге хорошо, не видеть врага там, где его нет, не создавать себе врагов, создавать друзей, находить общий язык, разрешать проблемы.... Короче, вместо того, чтобы создавать проблемы, их нужно разрешать. А вообще зачем что-то загадывать, надо просто делать.

------------
Беседовал Андрей Яковлев.
Фотографии взяты с разрешения Мити Алешковского.